За последние месяцы уже много сказано про то, как делать цифровой контент. Сложность этого процесса заключается в том, что нужно удерживать сразу несколько фокусов.
Но в первую очередь надо ответить себе на вопрос: зачем вы это делаете?
Если у вас есть формальная задача просто перевести содержание своего курса в онлайн-формат и вы не ожидаете повышения качества или прироста аудитории, то можно этими советами не пользоваться. Так как они очень затратные, в первую очередь, интеллектуально.
Для начала нужно понять, что вы хотите сделать, когда переводите курс в онлайн. Определите сверхзадачу, например, сделать курс быстрее / доступнее / понятнее / проще / сложнее / популярнее. Как только вы определите задачу, вам станет понятно, как применить принципы, описанные ниже, к своей конкретной ситуации.
Чем сложен онлайн-формат?
- В офлайн-формате у вас есть «помощники», например, харизма преподавателя и ощущение студента. Все это повышает позитивное впечатление от того, что происходит в аудитории. Как только мы остаемся с экраном один на один, мы намного более сконцентрированы на содержании и на его подаче. Соответственно, утраченные преимущества обучения в очном формате, связанные с личными качествами преподавателя, групповой динамикой и образовательным пространством, должны быть компенсированы другими элементами.
- Если в очном режиме мы много считываем с реакции слушателей и лектор может скорректировать свой материал, например, увеличив темп или подобрав пример, то в онлайн-формате такая возможность обратной связи почти пропадает. Объем информации, который мы считываем с обеих сторон, сильно сокращается.
- Мы более критично относимся к качеству содержания, которое потребляем онлайн.
1. Уникальность
Даже если вы делаете курс по общеизвестной тематике, в нем все равно должно быть что-то уникальное. Вы не можете просто пересказать учебник. В идеале, уникальность достигается за счет того, что материал основывается на ваших исследованиях. Если вы не занимаетесь исследованиями, тогда вы можете воспользоваться чужими экспертными выступлениями (например, сделать комбинацию мини-лекций нескольких профессоров или пригласить для обсуждения эксперта-звезду), высказать свое авторское мнение, применить нестандартную подачу материала: интересную визуализацию, кейсы из собственной практики.
2. Доступность
Практика показывает, что в онлайн-формате весь материал нужно сопровождать визуальными инструментами, так как на слух информация усваивается плохо. Также онлайн требует более простых языковых конструкций, особенно если вы работаете с неподготовленными слушателями. Почему это важно? Все больше университетов стремятся к тому, чтобы студенты других университетов брали их курсы. А это значит, что в вашей виртуальной аудитории могут появиться студенты разного уровня, но шанс освоить материал нужно дать каждому, хотя бы на старте.
3. Преподаватель – новая медийная звезда
Преподаватель в аудитории и преподаватель онлайн-курса – это не всегда одно и то же. Магия аудитории в онлайн не работает, из-за чего такие аспекты, как внешний вид преподавателя, манера речи и чувство юмора выносятся на первый план. Вы должны научиться нравиться аудитории, а ваше появление должно быть желанным.
Новый статус преподавателя не означает, что вся ответственность за курс ложится только на него. В университете должен быть организован сервис, который будет помогать преподавателям в создании онлайн-продуктов: ассистенты, режиссеры, сценаристы. Тогда преподаватель сможет позволить себе сосредоточиться на содержании курса и собственном стиле подачи, не думая о технических вопросах.
4. Динамика
Важно проектировать динамику прохождения курса аудиторией. Например, если курс предполагает несколько видеороликов и заданий между ними, то нужно специальным образом проектировать путь студента через весь курс. Динамика не должна угасать, и в то же время вы не должны перегрузить слушателя большим объемом самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна вовлекать, а студент должен понимать, какую ценность ему приносит каждый из этапов.
Любая самостоятельная работа без обратной связи обесценивается. При этом не нужно думать, что это только обязанность преподавателя: обратная связь ценна не только от профессора, но и от коллег по курсу. И чем больше встроено механизмов общения студентов между собой (взаимная проверка работ, дебаты, наставничество), тем больше шансов обеспечить включенность и удержать динамику прохождения курса.
5. Качество производства (production)
Так как на рынке резко возросло количество онлайн-курсов, то слушатели становятся все более требовательны к качеству визуального ряда и удобству использования (user-friendly).
Это не значит, что производство курса обязательно должно быть затратным. Даже в домашних условиях можно записать достойный визуальный ряд, используя разные лайфхаки YouTube или Instagram блогеров (как выстроить свет, какой использовать фон, какие приложения можно использовать для визуализации и т.п.).
Если в университетах есть медиа-центры, то с ними нужно сотрудничать. В России существует уже много кейсов, когда университетские медиа-департаменты открывают двери для своих преподавателей или преподавателей университетов-партнеров, помогают им в создании онлайн-курсов с качественным визуальным рядом. При этом есть большая часть преподавателей, которая даже не знает о такой возможности или не предполагает, что «так можно». Не стесняйтесь обратиться с запросом, с высокой вероятностью, вам не откажут. Предлагаю также не забывать о студентах медиа-направлений или творческих вузов. Почему бы не договориться с их преподавателями о проведения такого рода практических занятий? Вы им ставите конкретную задачу – сценировать, срежиссировать, снять и смонтировать курс, они реализуют свой творческий подход в реальном проекте в рамках учебного процесса. Уверена, вовлеченность с обеих сторон и результат будут высокими.
6. Обратная связь
Встраивайте обратную связь максимально широко, но не забудьте ее разнообразить. Нужно собирать обратную связь не только по содержанию курса, но и по удобству использования онлайн-продукта. Важно включать слушателей в разработку и доработку своих курсов – как минимум, учитывать мнения в дальнейшей корректировке, как максимум, делать фокус-группу, которая будет обсуждать курс вместе с преподавателем. Слушатели с готовностью делятся своим видением, если чувствуют, что оно будет востребовано, а в онлайн студентам еще проще выразить свое мнение, как негативное, так и позитивное.
В чем подвох?
Читатель, наверное, скажет, что все это очевидно и просто… Да, так оно и есть, кроме одного «если». Если только не относиться к этим принципам серьезно и искренне не принять мысль, что онлайн-курс – это не временная «заплатка» или всеобщее помешательство, а полноценный элемент образовательной деятельности со своим назначением, целевой установкой, результатом и уровнем качества. Как только происходит принятие этой мысли, каждый принцип разворачивается в немаленький план действий, переосмысление собственного опыта и в большую работу по развитию своих педагогических компетенций. И вот тогда уже становится сложно и тяжело. Зато какой простор для эксперимента и развития!