Можно выделить ряд условий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы проектирование и реализация трансформационного проекта состоялись успешно. Это не волюнтаристские фиксации, а требования, выведенные из анализа ошибок и успешных кейсов:
1. У проекта всегда должен быть заказчик, заинтересованный в том, чтобы проект состоялся. При этом по факту заказчик может быть «составной»: несколько человек, занимающих разные позиции, заинтересованные в разных результатах, но готовые совместно в этот проект вкладываться. Интеллектуально, административно и финансово, с точки зрения ресурсов, политической поддержки и лояльности внутри университета. Если вы запускаете трансформационный проект, нужно чётко понимать, кто его заказывает и какой запрос к проекту.
2. Чтобы получить что-то новое, нужно проектировать от целевой точки — проблемы, которую надо решить, или результата, который надо получить, а не от имеющихся ресурсов. Проблемы и результаты формулирует заказчик проекта, и они могут иметь разные формулировки у разных заказчиков. Проектирование от имеющихся ресурсов изначально обречено на провал — их никогда нет.
3. Проектированием трансформационного проекта должны заниматься сотрудники университета, которые будут его потом реализовывать. В процессе проектирования должно произойти присвоение проекта. Принесённые внешними консультантами проекты не взлетают, потому что сотрудники университета себя в них не видят и не имеют мотивации для реализации. Административная логика («назначим ответственных за реализацию») обычно порождает формализм и имитацию.
4. Проектирование должно быть для себя: кто создаёт инициативы, тот их и реализует. В рамках проектирования нужно задать своё собственное место в нём: чем вы будете заниматься, пока проект будет реализовываться, и чем — когда он перейдёт в эксплуатацию?
5. Нужно подобрать подходящий формат реализации трансформационного проекта. Наиболее простым форматом является гринфилд. Выделенное пространство, со своими собственными обеспечивающими сервисами (методическим, кадровым, финансовым и т.д.), наиболее защищено от поглощения остальным университетом. Гринфилд может быть наиболее удачным решением для запуска небольшой школы, которая кардинально отличается от всего университета и будет местом для экспериментов. Хотя это дискуссионный момент, есть и другие варианты реализации. Все они имеют свои плюсы и минусы.