Дмитрий Желнин, основатель ИТ-компании 65apps: «Сделать так, чтобы предприниматель чему-то научился, — это тоже магия»
Дмитрий Желнин начинал журналистом, затем создал свое медиа, которое позднее превратилось в крупный медиахолдинг. Следующий проект предпринимателя — мобильный продакшн 65apps — родился из его интереса к технологиям. «Когда я в 2001 году ходил со смартфоном, надо мной смеялись. Но я понимал, что через несколько лет с ними будут ходить все. Поэтому создал студию мобильной разработки, хотя тогда это казалось маргинальной экзотикой — запроса у бизнеса на такие услуги не было. Считалось, что мобильного веба достаточно для любых целей», — вспоминает он.
Интуиция была права: бурное развитие мобильных технологий и популярность смартфонов вывела мобильную разработку в топ, и компания 65apps оказалась загружена заказами. Однако обратной стороной успеха стало личное истощение фаундера: Дмитрий погряз в операционке, потерял стратегические ориентиры и энергию на их достижение. Так он оказался на программе «СКОЛКОВО Практикум», которую ему посоветовал близкий друг, в свое время столкнувшийся с похожей проблемой.
Открытием стал личностный режим программы: Дмитрий вспоминает, что прошел трансформацию невероятной силы. В целом же обучение, которое пришлось на разгар ковидных ограничений, помогло ему не спасовать перед изменившимися условиями: научило быть осознанным, уверенным в своих силах и видеть возможности в кризисе. «На программе нам говорили: „Ребята, никто не обещал, что мир будет постоянно устойчивым, ничего подобного“, — и пандемия это подтвердила. И хотя раньше мне казалось, что мобильные приложения будут с нами еще десятки лет, я осознал, что надо продолжать развиваться — всегда найдется что-то, что может убить твой бизнес», — говорит он.
Предприниматель понял, что необходимо уже сейчас проапгрейдить продукт 65apps: научиться давать клиентам что-то более значимое и ценностное для бизнеса. Логичным шагом ему виделся переход от аутсорс-продакшена к предоставлению бизнесу стратегической экспертизы в нише разработки цифровых бизнес-моделей. «Мы научились создавать лучшие в мире мобильные интерфейсы, но знаний, компетенций и навыков для построения крутых платформенных проектов не хватало, — рассказывает Дмитрий. — Поэтому я пошел учиться на программу Digital Shift: хотел понять, как „вытаскивать“ новую ценность (и новые деньги) из превращения компании в цифровую».
В результате команде 65apps удалось ускорить цифровизацию своих бизнес-процессов и запустить новый проект 65lab для сопровождения трансформации компаний в цифровую платформенную бизнес-модель.
Благодаря обучению в Школе управления СКОЛКОВО и изменениям, которые оно запустило, Дмитрий Желнин смог заново полюбить свою компанию. «Теперь я воспринимаю 65apps не просто как один из моих бизнесов, а как прекрасное место, где развиваются крутые люди, и как эффективный инструмент, чтобы запускать интересные продукты либо майнить новые знания о технологиях и цифровых бизнес-моделях. Мы же понимаем, что аутсорс первым „щупает“ новые технологии», — объясняет он.
По словам Дмитрия, обучение должно быть в жизни каждого управляющего собственника: только постоянная работа над собой и расширением своих рамок позволяет успевать за быстро меняющимся миром. «Но сделать так, чтобы предприниматель чему-то научился, — это тоже магия, потому что владельцы успешного бизнеса — это сильные люди, у которых есть свое мнение по каждому вопросу в мире, — уверен он. — Выстроить программы, чтобы такие люди взяли новое знание, непросто. Но команде СКОЛКОВО это удается».
Юрий Гизатуллин, основатель digital-интегратора Tiqum: «Своими проектами я хочу вносить вклад в лучшее будущее»
В 2007 году Юрий Гизатуллин ушел из найма, где почувствовал высокий спрос на ИТ-услуги, и запустил digital-студию Tiqum. Скоро компания стала подрядчиком крупного банка по разработке интерфейсов для каналов дистанционного обслуживания и терминалов. Это позволило занять новую нишу и сосредоточиться на создании и улучшении пользовательского опыта в цифровых продуктах крупных компаний. Следующим трамплином для Tiqum стала разработка платформы для масштабного акселератора стартапов, что привело к рождению нового направления — разработке и запуску стартапов внутри корпораций. «Этот уникальный цифровой ген превратил Tiqum в digital-интегратора, создающего цифровые продукты для решения практически любых бизнес-задач как стартапов, так и больших бизнесов», — рассказывает Юрий.
Программа Digital Shift стала логичным продолжением этого трека развития. Обучение помогло предпринимателю систематизировать знания о цифровой трансформации и сформировать новый продукт-услугу для бизнеса «Цифровая трансформация». Рынок отреагировал позитивно: в течение года Tiqum подписал контракты с несколькими корпоративными клиентами, начинающими цифровую трансформацию бизнеса. Предприниматель вспоминает, что для него важной особенностью программы Digital Shift было погружение в вопросы ИТ-платформ — в дальнейшем это стало главным приоритетом развития его экспертизы.
Однако работа над изменениями бизнес-моделей чужих проектов показала Юрию, что его личные предпринимательские амбиции остаются нереализованными. Несмотря на запуск нескольких стартапов и HR-агентства it_smiles, не было ощущения целостности в вопросах будущего. Так он снова оказался в Школе управления СКОЛКОВО и поступил на программу «СКОЛКОВО Практикум» с запросом на формирование стратегии своего развития как предпринимателя.
Кроме того, вместе с партнером Юрий планировал запуск нового стартапа — «убера» в сфере ремонта и дизайна, концепцию которого собирался отшлифовать в ходе программы. «Увидеть слабые места изначальной бизнес-модели нам помогли борды, — вспоминает он. — Регулярные презентации, обратная связь от людей из разных индустрий и постоянная пересборка помогли укрепить проект и утвердиться в мысли, что он будет реализован». Сегодня продукт находится на стадии CustDev и упаковки, уже тестируется на целевой аудитории.
Также после программы Юрий понял, что ему необходимо отказаться от роли CEO и занять более четкую предпринимательскую позицию. «Моя миссия — улучшение жизни миллионов людей с помощью цифровых проектов. Один из них — наш стартап в сфере недвижимости: он будет создавать красивое жилье, в котором и люди станут более счастливыми, — убежден он. — В результате глубокой работы на программе я осознал, что своими проектами хочу вносить вклад в лучшее будущее. А экспертиза в области создания ИТ-платформ станет главным инструментом и средством перехода к нему».
По его словам, опыт обучения в Школе управления СКОЛКОВО показал, что образование — это не просто получение полезных навыков. «Я ценю в этих программах не академичность знаний, а энергетическую составляющую, которая дала мне новое видение. Научила думать о настоящем из будущего и придумывать схемы и средства для перехода в него, — объясняет Юрий. — Эта, казалось бы, простая механика невероятно влияет на осознание тех действий, которые ты совершаешь как предприниматель. Только позиция, занятая из будущего, запускает переход из старой модели в новую, которая поможет удержать бизнес и зарабатывать не только в ближайшие год-два, но и через несколько десятков лет».
У Дмитрия Желнина и Юрия Гизатуллина запросы на дальнейшее развитие стали органичным итогом изменений, произошедших на одной из программ, и помогли им дооснастить себя необходимым инструментарием и схемами мышления. В этом треке СКОЛКОВО Практикум позволил сформулировать миссию предпринимателя и отделить эту роль от деятельности управленца, сделать шаг в сторону от привычных моделей и сформировать новое видение. Digital Shift дал теоретическую базу для цифровизации бизнеса, необходимую, чтобы эффективно перестроить процессы в собственной компании или сформировать предложение по цифровой трансформации для клиентов.