24 мая 2022
Статья

Вызовы и возможности, с которыми сталкиваются будущие лидеры семейного бизнеса

Современные мировые вызовы позволили объединиться разным поколениям семейного бизнеса. Тем не менее «проблема отцов и детей» остается актуальной, когда речь идет о передаче управления компанией в руки преемников. Эксперты PWC рассказали, на какие моменты стоит обратить внимание будущим лидерам семейных предприятий.
Вызовы и возможности, с которыми сталкиваются будущие лидеры семейного бизнеса
Источник: Яндекс

Вести бизнес оказывается крайне сложно в условиях глобальной неопределенности и климатических изменений. Исследование PwC Global NextGen Survey 2022 показывает, как современные вызовы позволили объединиться разным поколениям представителей семейных компаний для достижения общей цели — обеспечения роста и стабильности бизнеса. Особое внимание в исследовании уделяется моментам, которые важно учесть поколению будущих руководителей семейного бизнеса.

Необходимость роста для семейного бизнеса

Две трети семейных компаний (65 %) утверждают, что главное в их деле — рост. Это неудивительно, ведь рост — это показатель стабильности, а значит, и успешности в меняющемся мире. Он также необходим, чтобы сохранить и преумножить созданное предыдущими поколениями наследие семьи. Однако для построения успешной компании одного роста недостаточно.

Эффективный семейный бизнес, по мнению авторов исследования, базируется на трех важных составляющих:

  • Расширение компании. Бизнес должен расти на 10 % каждые 2-3 года за счет органического расширения, диверсификации продукции или грамотных инвестиций.
  • Сплоченная семья, в которой есть своя конституция и четко выстроена система управления компанией. 
  • Семейное богатство. Наличие необходимых ресурсов гарантирует, что семья сможет не только сохранить, но и укрепить свое положение. 

Ключевой вопрос остается в том, как обеспечить рост и стабильность компании в условиях постоянно меняющихся мировых реалий. Эксперты PwC уверены, что следующему поколению лидеров семейных предприятий придется для этого отказаться от привычных подходов к ведению бизнеса и бросить вызов мышлению в духе «делать так, как это делалось всегда». Это пересекается с выводами другой работы, показавшей важность исследования феномена «разрыва лидерских компетенций» (Leadership Skills Gap). Если на данный момент приоритеты представителей разных поколений семьи совпадают, это не значит, что это так и останется в дальнейшем. Некоторые отличия заметны уже сейчас. Например, тема устойчивого развития, как утверждают исследователи PWC, находит больший отклик у поколения зумеров, чем у их предшественников. 

Рис. 1. Приоритетные направления развития бизнеса в представлениях участников исследования PwC Global NextGen Survey 2022
Рис. 1. Приоритетные направления развития бизнеса в представлениях участников исследования PwC Global NextGen Survey 2022

Как видно из исследования представителей семейного бизнеса, более старшие поколения стремятся увеличивать объемы компании за счет освоения новых рынков. Поколение зумеров, в свою очередь, считает более приоритетными вопросы устойчивого развития. 

ESG-повестка 

Пандемия значительно повлияла на переосмысление миссии бизнеса. Она пересобирается в терминах ESG: 64 % опрошенных считают, что у их компании есть возможность стать лидером в области устойчивых методов ведения бизнеса. Три четверти семейных предприятий (72 %) ожидают, что в будущем фокус их бизнеса сдвинется на инвестиции в устойчивое развитие. Тем не менее лишь 28 % из них активно занимаются этой темой уже сейчас. Получается, что две трети опрошенных рассчитывают, что бизнес будет снижать свое воздействие на окружающую среду, но только четверть уже предпринимает необходимые действия. 

Руководителю семейного предприятия важно помнить, что показатели эффективности компаний в области ESG имеют важное для общества значение. Это может влиять как на повышение, так и на снижение стоимости бизнеса. По мере того, как ESG-повестка выходит на первое место, ранее успешные компании могут терять кредит доверия инвесторов, если не откликаются на актуальную в обществе проблематику. Похоже (см. Рис.2), для семейных компаний это особенно актуально, им необходимо уже сейчас выстраивать стратегии развития с учетом вопросов ESG.

Рис. 2. Индексы стоимости компаний. PwC Global NextGen Survey 2022
Рис. 2. Индексы стоимости компаний. PwC Global NextGen Survey 2022

Подготовка следующего поколения лидеров 

Кризисы, подобные пандемии, показывают бизнесменам, что даже образование и опыт не способны подготовить их ко всему. Четверть представителей семейных компаний (28 %) видят необходимость получить дополнительное образование или повысить свою квалификацию. Однако их выбор оказывается на удивление стандартным: финансы (53 %), развитие лидерских качеств (48 %) и инновации в бизнес-моделях (41 %). Только 24 % участников исследования выделяют именно устойчивое развитие в качестве приоритетного направления.

Авторы считают: семейному бизнесу, как и любому другому, необходимо открывать для себя новые горизонты, чтобы в полной мере иметь возможность воспользоваться возникающими перспективами. Многие бизнес-школы уже осознали это и начали изучать более многогранный подход к обучению следующего поколения лидеров, где большой акцент делается на людях, планете и целях устойчивого развития, а не на максимизации прибыли компании.

Обеспечить будущее для семейной компании 

Пандемия способствовала сплочению разных поколений в семье, их объединению для достижения общей цели компании. Почти половина (43 %) представителей будущего поколения лидеров говорят, что после 2020 года они сильнее включились в бизнес семьи; 36 % утверждают, что пандемия позволила наладить коммуникацию между разными поколениями. И главное: почти половина представителей компаний (43 %) сейчас чувствуют себя более преданными своему бизнесу, чем до пандемии.

Однако с ростом сплоченности семьи, растет и неуверенность следующего поколения лидеров в своих способностях. Исследование показало, что до пандемии молодому поколению открывалось больше возможностей в бизнесе, чем сейчас. Так, в исследовании PWC 2019 года почти половина представителей следующего поколения управленцев (48 %) утверждали, что им поручают руководить важными внутренними процессами. Сейчас об этом заявили только 28 % опрошенных. 

Каждый четвертый респондент признается, что ему трудно понять, как работает бизнес семьи или семейный офис. Почти половина (45 %) представителей следующего поколения говорят, что им сложно позиционировать себя как лидера в компании. Наконец, 57 % опрошенных видят проблему в том, что представители нынешнего поколения руководителей не спешат передавать бразды правления компанией преемникам. 

План преемственности 

Решение передать управление бизнесом — это важный и сложный шаг. Не удивительно, что нынешним владельцам компании необходимо чувствовать уверенность в преемнике. Они должны видеть, что будущий лидер чувствует все тонкости бизнеса и обладает необходимыми знаниями и навыками.

Авторы исследования утверждают, что пандемия заставила предпринимателей сильнее задуматься о вопросах преемственности и сфокусироваться на задаче ее планирования. Если в 2021 году только 30 % представителей семейных компаний утверждали, что у них есть надежный план преемственности, то сегодня доля таких ответов составляет 61 %. Тем не менее нынешнее поколение руководителей продолжает держаться за управление бизнесом: 39 % опрошенных преемников утверждают, что в их семейной компании существует сопротивление смене руководства.

Стоит отметить, что не все опрошенные представляют на практике, что значит подготовить план преемственности. Например, представители следующего поколения лидеров считают, что им важно следовать примеру нынешних руководителей, усваивать их принципы ведения бизнеса. Именно так они смогут заслужить доверие нынешних владельцев компании. Такая установка во многом объясняет, почему концепция ESG медленно входит в принципы ведения бизнеса. Исследователи считают, что именно сейчас, когда связь между поколениями семьи стала более плотной, самое время выстроить честные взаимоотношения между нынешними и будущими руководителями, обозначить ожидания и цели обеих сторон, определиться, какой вектор развития компании видит каждый причастный к ее будущему.

Преодоление гендерного неравенства 

Еще одна актуальная задача для руководителей семейного бизнеса — переосмыслить роли мужчин и женщин как потенциальных лидеров компании. Согласно проведенному исследованию, женщины оказываются больше сосредоточены на вопросах ESG: улучшение условий труда и устойчивое развитие стоят в их списке приоритетов выше, чем у их коллег-мужчин. 

Заметна существенная разница в ожиданиях мужчин и женщин от руководящих позиций: 35 % опрошенных женщин считают, что бразды правления семейным бизнесом с большей вероятностью перейдут мужчине. Одновременно 41 % мужчин считают, что именно у них больше шансов стать руководителем в семейной фирме. Во многом это может быть связано со степенью сегодняшнего вовлечения NexGen-ов в дела компании: из числа представителей следующего поколения руководящие должности в компании занимают 43 % женщин и 59 % мужчин.

Такие результаты, по мнению авторов исследования, должны послать «четкий сигнал» собственниками семейного бизнеса о необходимости преодоления гендерного неравенства в компании. 

Управление благосостоянием семьи 

Сохранять и передавать нужно не только бизнес, но и благосостояние семьи, доступные ей активы. Данные показывают (Рис.2): если семейные компании не работают с повесткой ESG, они отстают от несемейных предприятий на рынке капитала. 

Хорошим помощником может стать семейный офис. Как показывает исследование, те семьи, у которых есть такой орган управления, лучше понимают важность ESG для будущего процветания: 43 % компаний, имеющих семейный офис, одновременно имеют и выстроенную стратегию устойчивого развития. Среди компаний, где СО нет, таковых только 37 %. Кроме того, первые имеют более четкую структуру управления семьей: у них чаще оказывается разработана семейная конституция и составлен план преемственности.

Совет от авторов исследования. Управление благосостоянием семейного предприятия тесно связано с компетентностью руководителя. Профессор Университета Санкт-Галлена Томас Зеллвегер предложил модель, которая соединяет 3 ключевых элемента

  • Капитал компании: то, как владелец бизнеса объединяет доступные ресурсы для создания ценности компании сейчас и в долгосрочной перспективе.
  • Способ управления ресурсами: то, как владелец бизнеса определяет структуру управления компанией, как он выбирает менеджеров и мотивирует сотрудников на достижение целей компании.
  • Тайминг: сроки принятия важных управленческих решений, таких как разработка плана преемственности или решение об инвестировании.

Если руководитель бизнеса хочет обеспечить его стабильный рост, он должен уделять необходимое внимание всем 3 аспектам.

Как грамотно сочетать роль лидера в семье и в бизнесе 

Новому поколению лидеров потребуется немало усилий, чтобы заслужить доверие нынешних руководителей, продемонстрировать им свой потенциал. Мир меняется, и привычных методов управления бизнесом будет недостаточно. Лидерам завтрашнего дня необходимо открывать для себя новые возможности роста и развития компании. 

Вот несколько советов преемникам от экспертов PwC:

  • Переосмыслить успех бизнеса и заложить основу для его дальнейшего развития. Следующему поколению лидеров необходимо взять на себя ведущую роль в разработке стратегии ESG.
  • Не бойтесь выбирать свой путь, отличный от существующего. Необходимо определить уникальную ценность, которую создает ваш бизнес, и понять, какие его возможности позволяют ему реализовывать свой потенциал лучше конкурентов. 
  • Выстраивайте договоренности с представителями нынешнего поколения руководителей. Сама суть преемственности и алгоритмы ее построения до сих пор понятны не всем. Необходимо четко определить, какой вектор развития будет у компании в дальнейшем и какую роль при этом будут играть будущие лидеры бизнеса. 
  • Оттачивайте свои лидерские качества. Важно помнить, что лидерство сегодня требует другого набора навыков, чем это было раньше. Лидерство будущего окажется отличным от лидерства сегодняшнего дня.

Чтобы успешно руководить бизнесом, необходимо обладать дальновидностью. Поколению будущих руководителей пришло время осознать, что значит успех компании для них. Именно от преемников теперь будет зависеть, по какому пути пойдет семейный бизнес. 

Комментарий экспертов Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО:

Между поколением родителей, находящихся у руля бизнеса, и наследниками, некоторые из которых готовы и могут стать преемниками, всегда будут существенные отличия в их представлениях о преемственности. О том, что является ее целью, как выглядит «успешная преемственность», в чем состоят основные вопросы преемственности, и даже — кто должен быть инициатором ее планирования и реализации. Исследование WTC СКОЛКОВО показывает, что весь комплекс тем и ключевых вопросов собирается в «формулу преемственности». И эта «формула» своя для каждого из поколений предпринимателей в семье — действующего, отошедшего от дел и только планирующего встать у руля. 

Исследование PwC показывает, что в современную эпоху тематика ESG становится одним из наглядных маркеров как «разрыва компетенций», так и разрыва представлений, на чем могут основываться конкурентные преимущества семейного бизнеса в ближайшем будущем. Наверняка таких сюжетов не один, а множество. Об этом, в частности, говорили участники нашего исследования «Опыт преемственности глазами первого и второго поколения» 2021 года. Однако есть еще один важный момент.

К тематике ESG не стоит относиться только как к очередному модному клише, цель которого лишь поддержать спрос на консультантов и «продавцов воздуха». В основе лежит простая, но важная идея устойчивости. Sustainability. Это вопрос о том, как возможно планировать стратегическую устойчивость своего бизнеса и благополучия своей семьи. Современный мир постоянно преподносит все новые сюрпризы, и кажется, что к ним невозможно подготовиться. Но это не означает, что этим не надо заниматься. У семейного бизнеса есть много ресурсов, которые могут стать основой для долговременной устойчивости. Их нужно искать, готовить и в нужный момент воспользоваться. Мы планируем продолжить разговор об этом на страницах следующего выпуска White Papers WTC: «Штормовые горизонты российского семейного бизнеса».

Иван Климов
к.соц.н, Директор по исследованиям WTC СКОЛКОВО, ст.н.сотр. Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie