О компании
«Автобан» — российская системообразующая дорожно-строительная компания. Занимается проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией федеральных трасс и региональных дорог на территории 15 регионов России. Является лидером по объемам реализованных проектов ГЧП в дорожно-транспортной инфраструктуре.
Проблема: создание цифрового актива для оптимизации ресурсов
На протяжении последних 10 лет в строительной отрасли снижается рентабельность по проектам из-за высокой стоимости ресурсов. Недополученная прибыль компании за 2023 год из-за перепоставки и неликвидов по завершении проектов составила 0,8%. Чтобы повысить прибыль, необходимо снизить долю дорожно-строительных материалов (ДСМ) в структуре себестоимости реализации строительных проектов, которая сегодня составляет около 55%, за счет оптимизации складских запасов. Сделать это можно с помощью формирования цифрового актива, который:
- включит в себя формирование продуктовой команды и обучение гибкой методологии для бизнес-функции;
- повысит качество работы с данными.
Задача №1. Улучшить управление неликвидными активами.
В текущем процессе снабжения у начальника участка есть склады, куда поступают строительные материалы, однако в них не существует понятия «неликвидных» активов, которые появляются в процессе стройки и при проведении инвентаризации. Соответственно, материально-техническое обеспечение не получает информацию о неликвидных объектах.
Решение №1. Создание цифрового актива для МТО с учетом нормативных сроков хранения и специфики материалов. Цифровой проект сможет учитывать уровень дефицитности товара, сезонность, наличие свободного подвижного состава для доставки и другие характеристики. Кроме того, благодаря анализу текущего уровня запаса материалов, сервис позволит выявлять неликвидные объекты на начальном этапе.
При возникновении неликвидного актива специалисты МТО будут получать оповещение и либо находить способ применения этому активу, либо выгружать актив в общий реестр неликвидов — централизованную «биржу» неликвидов для всех подразделений, созданную на базе 1С.
Решение №2. Внедрение соответствующих изменений в культуру организации. Помимо создания самого цифрового актива, для управления неликвидными активами необходимо расширить компетенции команды. Во-первых, middle-менеджмент нужно обучить гибким методикам управлениями проектами, работе с данными и централизованным управлением биржей неликвидов. Во-вторых, линейному менеджменту следует научиться работать в системе. Для этого важно скорректировать должностные инструкции, инструкции в базе знаний и KPI.
Кроме того, важно объяснить топ-менеджменту эффекты от внедрения цифрового актива.
По предварительным расчетам, затраты на проект составят 15,5 миллионов рублей. Ожидаемый срок окупаемости проекта составит 3 месяца.