Образовательная программа | Цифровая трансформация | Магистерские программы

Цифровые технологии в бизнесе

Магистратура от МФТИ, бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС. Микс глубоких технических знаний, управленческих навыков и практики в реальных проектах
Регистрация закрыта
01 сентября 2020
Статья

Помаши мне рукой: как мы будем общаться в будущем

Пандемия стала событием, которое возможно изменит наше поведение на многие годы. Разбираемся, войдет ли соблюдение дистанции и другие правила в привычный образ жизни и как в целом будут общаться люди в будущем.
Помаши мне рукой: как мы будем общаться в будущем
Источник: Tyler Nix / Unsplash

Радости человеческого общения

Сейчас социальные контакты постепенно возвращаются, но теперь соседствуют с применением антисептиков. Говоря языком коммуникаций, старый инструментарий дополняется новым.

Текущая ситуация с самоизоляцией позволила увидеть, что у каждого человека сохранился очень близкий круг общения, которому он доверяет и с которым отношения практически не изменились. Однако от более широкого круга люди начали отстраняться, чтобы сохранить свою безопасность и не создавать риски для остальных.

Но чтобы прижилось любое изменение социального поведения, нужно, чтобы оно давало существенное преимущество в адаптации к окружающим условиям. При этом давление биологии человека никуда не денется, и для эволюции на этом уровне нужно много времени.

Поэтому люди будут продолжать стремиться к непосредственному контакту друг с другом, и перекрыть это стремление могут только радикальные требования ситуации и тотальное непрекращающееся давление общества. Ни того ни другого текущий уровень угрозы COVID-19 не дает — свидетельство тому люди на улицах, в парках, кафе и торговых центрах.

Полноценное живое общение не способны заменить и многочисленные, на первый взгляд удобные технические возможности, считают эксперты. Евгения Лютова, клинический психолог, отмечает, что лишь оно способно обеспечить человеку эмоциональную близость. Именно настоящее общение, не ограниченное ни зарядом батареи, ни деньгами на счету, может приносить истинную радость от ощущения себя человеком.

«Интонация, выражение лица, жестикуляция, мимика, артикуляция — сколько всего есть у человека для максимально точного выражения мысли, чувства, для выражения самого себя», — говорит психолог.

Стремление к общению находится внутри людей. Ситуация не меняется даже с точки зрения бизнеса: во время диалога по переписке труднее договориться, по телефону проще, а вживую — еще лучше. Поэтому «цифра» никогда не вытеснит живой диалог.

В базовые психологические потребности, которые есть у человека, входят не только уединение, игровой контакт, признание личности, работы и вклада, но и потребность в тактильном контакте. И если отдельные потребности могут быть удовлетворены онлайн, то тактильный контакт все еще представляется затруднительным без личного взаимодействия. Многочисленные исследования вопросов ранней депривации (психического состояния при неудовлетворении различных жизненных потребностей) показывают фундаментальное значение телесного контакта для всестороннего развития человека. Иными словами, одиночной камере человек всегда предпочтет пытки.

Гор Нахапетян
Профессор Московской школы управления СКОЛКОВО

Социальные связи

После пандемии люди станут больше внимания уделять своему здоровью, а потому близкие контакты между посторонними людьми в общественных местах (транспорт, кинотеатр и т.д.) могут стать пережитком прошлого. Можно также предполагать, что со временем дистанционная форма общения с посторонними войдет в привычный образ жизни. Ведь люди все больше уходят в онлайн — это касается и работы, и обучения, и бытового общения.

Такое развитие сильно поменяет конфигурацию социальных связей. Человек будет больше времени проводить в кругу семьи — в какой-то мере возвращаясь в модель крестьянских предков, у которых большая часть трудовой и жизненной активности протекала в окружении домочадцев. Однако воспроизведение этого опыта в ситуации типичной современной городской семьи будет нести значительные психологические вызовы.

Замкнутое пространство квартир, отсутствие рабочей кооперации с другими членами семьи, банальное отсутствие привычки к общению днями напролет — все это создает феномен «семейного выгорания». Почти наверняка мы сможем найти к нему противоядие, однако процесс займет некоторое время. Возможно, что в краткосрочной перспективе неожиданное экономическое преимущество окажется у тех, кто имеет психологически более комфортную семейную обстановку. Они будут более эффективны в работе, вопреки расхожей поговорке «Хороший человек — не профессия.

Владимир Коровкин
Эксперт программы MOOVE от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС


Эксперты считают, что у каждого человека останется определенный круг близких друзей — хотя и общение с ними не избежит определенной степени виртуализации. Однако главным феноменом цифрового мира становится взрывной рост «знакомств», поддерживаемый цифровыми социальными сетями. Связь такого рода существенно отличается от традиционного понимания дружбы — недаром в русском языке используется слово «френд», ведь язык не поворачивается назвать «друзьями» тех, кого ни разу в жизни не видел воочию.

Многое также сводится к разнице поколений. Люди возраста 25+ не утратят стремление к живому общению, потому что они выросли и сформировали социальные привычки до появления удаленных коммуникаций. У людей младшего поколения уже сформированы другие коммуникационные привычки. Многие из них даже не заметили, что был карантин и изоляция — они просто продолжили общаться с друзьями с помощью компьютера или смартфона. Именно они станут главными потребителями новых технологий дополненной реальности, потому что виртуальное общение им уже понятнее и комфортнее, чем живое.

Жизнь онлайн

Еще недавно, лет десять назад, доступ к электронной почте на телефоне был не у всех. Но все понимали, что это очень удобно, и человек становится более мобильным. Сейчас — это норма. Виртуальная коммуникация является неотъемлемой составляющей деятельности и свободного времяпрепровождения многих людей.

Драматичный поворот в виде пандемии коронавируса лишь продемонстрировал необходимость создания новых и модернизации существующих привычек в общении, вдумчивого использования цифровых технологий, которые значительно упростили взаимодействие между людьми и повысили эффективность многих процессов.

Пандемия позволила нам внезапно не только заглянуть в будущее примерно пяти лет, но и даже пожить в нем, когда никаких прочих опций для общения, ни для межличностного, ни для профессионального, кроме виртуальных, не осталось. Экстравертам пришлось экстренно учиться быть в одиночестве, консерваторы чтобы не оголодать, освоили онлайн-шопинг, кто-то начал учиться онлайн.

Через три-пять лет все это станет нормой, а физическое присутствие и задействованность будут восприниматься, с одной стороны, как что-то архаичное, с другой — как роскошь и проявление особого отношения.

  • В создании материала участвовали:

    Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency;
  • Павел Мясоедов, партнер и директор компании «Интеллектуальный Резерв»;
  • Антон Куликов, CPO Selectel;
  • Алексей Карфидов, сооснователь «Карфидов Лаб»;
  • Лилия Алеева, директор по маркетингу ICL Services;
  • Екатерина Здесенкова, исполнительный директор iConText Group;
  • Вероника Кулешова, генеральный директор Frisquet;
  • Александр Изряднов, сооснователь Vinci Agency;
  • Марина Арканникова, доцент, директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института.

Читайте статью в первоисточнике: trends.rbc.ru

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie