Говоря об инфраструктуре современного города, почти сразу думаешь о сервисах доставки: продукты, еда из ресторанов, цветы, одежда и далее по списку. В крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани – такие сервисы уже стали нормой, а сейчас эта новая модель потребления подбирается и к регионам.
В крупных городах появились сервисы «срочной доставки продуктов до двери» (например, «Самокат» или «Яндекс.Лавка»), в которых можно набрать свою привычную продуктовую корзину, нажать кнопку в приложении и всего через 15 минут продукты будут у вас. Есть сервисы по доставке наборов для самостоятельной готовки, например, «Яндекс.Шеф». И таких примеров можно привести много: химчистка, зарядка для телефона, одежда – всё это удобнее заказать с доставкой, особенно если она работает как часы.
Для города подобные сервисы необходимы по двум причинам. Первая – экономическая: эти компании создают рабочие места, платят налоги, привлекают внешние инвестиции, принося деньги в регион. Вторая причина, на мой взгляд, даже более важная – удобство и привлекательность для молодежи. Таким городам как Ярославль важно дать молодежи дополнительный повод остаться жить здесь, а не уезжать в Москву или Питер.
Почему сейчас не так
Ярославль – город с богатой историей, потрясающей архитектурой и отвратительными дорогами: большая часть улиц находится в таком состоянии, что автомобилисты предпочитают делать крюк в несколько километров, чтобы по ним не ездить. В результате растут зарплаты курьеров – машину чинить надо чаще, да и желающих работать в таких условиях немного. А отсюда, в свою очередь, вытекает высокая себестоимость доставки для бизнеса. Как следствие, редкая компания Ярославля дает клиентам возможность заказать доставку на дом.
Цветочные лавки, рестораны, зоомагазины, магазины одежды — всё это работает только офлайн, ярославцы вынуждены ездить за всеми покупками лично. Там же, где есть доставка, она либо работает очень медленно и не по всему городу, либо стоит дорого. Приличные компании по доставке можно пересчитать по пальцам. Особенно остро эта проблема встала на фоне пандемии. Бизнес просто оказался не готов. Такая ситуация не к лицу развивающемуся региональному центру.
Теперь о хорошем
Изучив специфику работы логистики в других городах, я готов с пеной у рта доказывать, что Ярославль – отличный город для запуска бизнес-проектов в формате доставки. Чаще всего приводят два аргумента против:
- Низкий уровень жизни. Не соглашусь: в Ярославле живут нормальные люди и получают достойные зарплаты, которые готовы тратить деньги на свой комфорт. Посмотрите по сторонам: несмотря на общую отсталость рынка у нас есть «ПиццаФабрика» или Maneki, которые доказывают, что платящая аудитория есть.
- Плохие дороги и дорогая доставка. Да, исправить ситуацию с дорогами не по карману отдельному бизнесу, но можно сгладить для себя её последствия. Например, можно делать недорогую доставку, но при этом обеспечивать достойный заработок курьерам. Такая Модель работает за счет высокой загрузки, а не за счет увеличения цен. Отправить посылку на край города клиенту может стоить меньше 100₽, если маршруты курьера построены так плотно, чтобы они зарабатывали достаточную сумму и на обслуживание автомобиля, и на жизнь.
Я бы хотел обратить внимание ярославцев на то, как трансформируется модель потребления услуг в мире, и какие преграды для ее внедрения есть в нашем регионе. Запрос как от предпринимателей, так и от жителей я вижу уже давно.
Если соединить грамотные IT-решения и достаточную настойчивость в их реализации, то можно стабильно работать даже в таком непростом регионе, как Ярославль.
Автор колонки — Дмитрий Грудин, сооснователь сервиса доставки QUICQ, студент программы MOOVE от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.
Читайте статью в первоисточнике: strelka.media