16 сентября 2021
Статья

Почему частные компании должны сотрудничать с социальными предприятиями для достижения ЦУР?

В настоящее время все больше лидирующих компаний внедряют устойчивое развитие в свои бизнес-стратегии. Эксперты сообщества Catalysing Collaboration уверены, что ключ к успеху кроется во взаимодействии компаний с социальными предприятиями. В своем отчете они выявляют основные преимущества такого партнерства для бизнеса, описывают две основные модели сотрудничества, а также анализируют специфику и достоинства каждой из них.
Почему частные компании должны сотрудничать с социальными предприятиями для достижения ЦУР?
Источник: Unsplash

В 2010 году компания Unilever представила свой план устойчивого развития. В этот момент она была лишь одним из немногих первооткрывателей, имевших цели в социальной и экологической сферах. За следующие десять лет ситуация значительно изменилась. Если в 2011 году 20 % компаний с фондовым индексом S&P 500 опубликовали отчеты об устойчивом развитии, то в 2019 году доля таких компаний достигла уже 90 %

Такая же тенденция развивалась и на глобальном рынке. В декабре 2020 года KPMG опубликовала отчет, включавший 5200 компаний из 52 различных стран. Согласно ему, сегодня уже 80 % компаний по всему миру имеют отчеты о своем участии в достижении целей устойчивого развития (ЦУР). 

Самые дальновидные интегрируют ЦУР в свои бизнес-стратегии. Они понимают, что глобальные риски негативно влияют на их операционную деятельность, а социальная ответственность бизнеса может повысить его ценность. Компании-лидеры ставят перед собой масштабные цели, но проблемы столь масштабны, что в одиночку с ними не удается справиться. Ключ к успеху — партнерство и сотрудничество. 

В опубликованном Catalysing Collaboration отчете одно из основных понятий — социально ответственные предприятия. Под ними понимаются представители коммерческих или некоммерческих организаций, которые используют рыночные механизмы для реализации своей миссии — достижения устойчивого решения социальных проблем на местном, национальном и глобальном уровнях. Получается, что подход таких компаний (социально ответственных предприятий) двойственный: с одной стороны, достигнуть и сохранять финансовую стабильность, а с другой — масштабировать положительный эффект от деятельности компании. 

Социальные предприятия полезны для коммерческих компаний в первую очередь потому, что являются инноваторами, берут на себя риски внедрения новых моделей, подходов, которые в случае успешности могут быть масштабированы. 

Авторы отчета выделяют целый ряд преимуществ от сотрудничества компаний и социальных предприятий.

  1. Освоение новых рынков
    Благодаря глубокому понимаю потребностей, желаний и поведения потребителей развивающихся рынков, социальные предприятия могут стать ценными партнерами на первом и последнем этапах цепочки создания стоимости — при поиске сырья и при создании новых каналов сбыта.

  2. Внедрение новых бизнес-моделей
    Социальные предприятия обладают гибкостью и устойчивостью к риску, что позволяет им тестировать новые бизнес-модели и внедрять инновации. Таким образом, корпорации могут изучить, что работает или не работает для развивающихся рынков.

  3. Разработка эффективных решений для достижения Целей устойчивого развития 
    Социальные предприятия оказываются мощным инструментом для достижения устойчивого развития компании, поскольку именно они предлагают контекстно-ориентированные решения сложных задач в соответствии с ЦУР.

  4. Снижение социальных и экологических рисков в цепочке поставок 
    Когда компании инвестируют в устойчивое развитие, они в том числе вкладываются и в снижение социальных и экологических рисков, влияющих на их деятельность. Такие шаги позволяют компаниям защитить свой бренд, внедряя более активный подход к защите интересов потребителей в области социальных и экологических проблем.

  5. Ценность бренда 
    В условиях высокой конкуренции потребители часто учитывают социально ответственный подход компаний, когда принимают решение о покупке товара или услуги. Так, Центр устойчивого развития бизнеса Нью-Йоркского университета обнаружил, что в период с 2015 по 2019 год на продукты социально ответственных компаний пришлось более половины всех потребительских товаров в США. Поэтому вклад компании в устойчивое развитие может повысить ценность ее бренда. 

  6. Вовлеченность, развитие и удержание сотрудников
    Результаты недавних исследований показали, что 53 % рабочей силы в Великобритании и более 70 % работников-представителей поколения миллениума в США рассматривают корпоративную социальную ответственность компании как ключевой фактор при выборе рабочего места. Партнерство компаний с социальными предприятиями может принести их сотрудникам как косвенную пользу (отношения компании с внешними представителями), так и прямую (знакомство с инновациями, развитие новых навыков и знаний).

Существуют две основные модели взаимодействия компаний с социально ответственными предприятиями: партнерство в цепочке создания стоимости и стратегическое спонсорство. 

Модель 1. Партнерство в цепочке создания стоимости

Поскольку компании пытаются интегрировать концепцию устойчивого развития в свою бизнес-стратегию, логичнее всего начинать этот путь с цепочки создания стоимости. Партнерство с социальными предприятиями в таком случае поможет направить необходимые ресурсы на разработку стратегий корпоративной социальной ответственности компании. 

Основные преимущества от такого вида партнерства:

  • социальные предприятия могут выполнять роль поставщиков и помогать при поиске ресурсов, продвигая практики устойчивого ведения бизнеса и обеспечения благоприятных трудовых условий;
  • социальные предприятия помогают компаниям взаимодействовать с населением развивающихся стран, предоставляя новые механизмы и способы взаимодействия с наименее изученными группами потребителей для создания точек сбыта;
  • помимо поиска ресурсов и распределения готовой продукции социальные предприятия также могут предложить компаниям помощь и с другими звеньями цепочки создания стоимости, направленными на продвижение устойчивого развития. Примером может служить компания Pedigree, помогающая брендам защитить себя от контрафактной продукции.

Модель 2. Стратегическое спонсорство 

Стратегическое спонсорство объединяет несколько подходов к взаимодействию между компаниями и социальными предприятиями, включая наставничество, расширенное финансирование и другую поддержку. Данная модель также может варьироваться и по интенсивности взаимодействия: компания может взаимодействовать с социальными предприятиями напрямую или через посредника.  

В такой модели партнерства ключевыми способами помощи являются:

  • прямые инвестиции через корпоративные инновационные или венчурные фонды;
  • финансирование и поддержка предприятий через открытые конкурсы инновационных проектов;
  • инвестиции в социальные предприятия через посредников;
  • инвестиции в развитие инновационных экосистем;
  • менторство и обмен знаниями и навыками между частными компаниями и социальными предприятиями.

В заключение эксперты Catalysing дают советы для построения успешного партнерства: необходимо выстраивать доверительные отношения, быть честным и открытым, проявлять терпение и гибкость по отношению к партнеру. 

Комментарий:

В нашей стране наблюдается острый дефицит партнерств между компаниями и корпорациями с одной стороны и социальными предпринимателями — с другой. Как показывает недавнее исследование ЦИРКОН (добавить ссылку), посвященное оценке перспектив развития социального предпринимательства, три из пяти основных барьеров относятся к неразвитости партнерских отношений: 

  • малое число социальных инвестиций и низкий интерес инвесторов;
  • неразвитость партнерства социальных предприятий и государства;
  • слабый интерес российского бизнеса к развитию социального предпринимательства.

Тем не менее определенные ресурсы для формирования отечественных моделей и подходов к построению партнерств есть. 

  1. В стране существует достаточно развитая (хотя и не всегда равномерно) инфраструктура для развития социального предпринимательства. Помимо закона о СП, практически в каждом регионе появились Центры инновации социальной сферы. В наиболее успешных случаях ЦИССы становятся агрегаторами ресурсов и площадкой, на которой компании и социальные предприниматели имеют возможность договариваться и выстраивать сотрудничество.
  2. Компании постепенно развивают такие направления, как корпоративное волонтерство, pro bono волонтерство и pro bono услуги, корпоративные фонды для реализации социальных программ. На определенном этапе в своем развитии эти практики приводят к осознанию, что «чистая благотворительность» — далеко не самый эффективный инструмент социальных изменений и решения острых проблем. Важно развивать устойчивое партнерство с профессиональными командами, которые одновременно будут устойчивыми и с точки зрения заложенной бизнес-модели.
  3. Начинают развиваться практики импакт-инвестирования. Здесь еще довольно много проблем и препятствий: нет примеров (или очень мало) успешных проектов; такие проекты дают очень долгую отдачу — как в плане финансов, так и в плане социального эффекта; они требуют довольно существенного погружения инвестора как в проблематику, так и в создание работающей бизнес-модели. Также у них много других рисков. И все-таки импакт-инвестиции объективно стимулируют развитие многоуровневого партнерства с социальными предприятиями.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie