Образовательная программа | Высшее образование | Программы бакалавриата

Бизнес-бакалавриат СКОЛКОВО

Управление и предпринимательство
29 мая 2023
Статья

Петербург как поиск смыслов: выездной курс для студентов бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ

В одном из своих интервью Александр Башлачев сказал: «В Москве, может быть, и можно жить — а в Ленинграде стоит жить». Эта мысль стала основой и лейтмотивом выездного курса «Город как текст», который недавно завершился на программе бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.
Петербург как поиск смыслов: выездной курс для студентов бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Со времен его основания сформировались характерный исключительно для этого города «петербургский текст», «петербургский миф», и своеобразный, не похожий на другие города стиль жизни. В течение почти двух недель курса «Город как текст» студенты исследовали Петербург с разных точек зрения и изучали его влияние на жизнь людей.

Курс воплощает основную идею программы бизнес-бакалавриата: студенты учатся смотреть на мир с разных точек зрения и анализировать междисциплинарные объекты. В данном случае таким объектом становится город Санкт-Петербург, в пространстве которого различные дисциплинарные нити — инфраструктура, архитектура, культура, экономика — переплетаются, образуя уникальную городскую ткань.

Некоторые слайды из презентаций студентов бизнес-бакалавриата

Отсюда и название курса, «Город как текст». «Текст» и «текстиль» — однокоренные слова. Любой город представляет собой текст, но пространство Петербурга отличается уникальной семантической насыщенностью и поэтому является особенно удобным объектом для исследования.

Каждый день курса был посвящен новой области знания, многие из которых ранее не были знакомы даже разносторонним студентам бизнес-бакалавриата.

Лекции от экспертов из различных университетов были связаны с экономикой, урбанистикой, историей, архитектурой, литературой, современным искусством и пространственным дизайном. Каждый день после лекций студенты получали задания, которые было необходимо выполнить, проведя полевые исследования в различных городских локациях.

Большинство лекций проходило в Международном банковском институте, одна была организована на площадке культурного пространства «Третье место», еще две прошли в кампусах Высшей школы менеджмента СПбГУ недалеко от Петергофа и на Васильевском острове. В ВШМ студенты изучали экономику и урбанистику, разрабатывали собственные индексы качества городской среды и попытались оценить перспективы различных районов города для ведения бизнеса.

«Для меня как студентки бизнес-бакалавриата курс особенно важен, поскольку он позволяет соединить все изучаемые нами оптики и исследовать нечто очень иррациональное в виде города. Например, архитектура города совмещает в себе законы математики и в то же время искусства». Анастасия Пирогова, студентка бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.

Расширение дисциплинарного кругозора студентов развивало студентов и как будущих бизнес-лидеров:

«Наши студенты занимают позицию управленца уже в процессе обучения, потому что они используют экспертное знание не для того, чтобы научиться говорить, как, например, архитектор, литературовед или урбанист. Они используют экспертные позиции из разных дисциплин, чтобы создать целостное представление об объекте и работать с ним. Это и есть управленческая позиция», — считает Андрей Щербенок, директор программ бакалавриата.

Среди первокурсников бизнес-бакалавриата нет петербуржцев, некоторые оказались в этом городе впервые. Немного стереотипное восприятие Санкт-Петербурга, которое было у части студентов, пришлось отбросить для проведения полноценного исследования.

Пространства «Третьего места» и кампуса «Михайловская дача» ВШМ СПбГУ

Под руководством опытных модераторов со старших курсов бакалавриата Школы перспективных исследований SAS ТюмГУ студенты в рамках полевых исследований прокладывали по городу новые маршруты, учились ориентироваться в городе без помощи карт, брать интервью у жителей города и считывать «петербургский текст», который предполагает восприятие города не только как места действия, но и как одно из главных действующих лиц литературных произведений и реальных жизненных ситуаций. Модераторы также организовывали работу студентов в группах и подготовку презентаций.

«Ценность курса — в навыке адаптации, в первую очередь, к новой команде, с которой мне раньше не приходилось работать, что, думаю, будет сопровождать меня на протяжении всего моего пути». Екатерина Боярина, студентка бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.

Результатом полевых исследований и работы четырех студенческих групп стали более 40 презентаций, по которым команды студентов получали фидбэк во время пленарных обсуждений в конце каждого дня. В своих исследованиях студенты бизнес-бакалавриата соединяли полученные знания с логикой и линейностью физтех-подхода.

«Курс учит смотреть глубже на те вещи, которые ты у себя голове автоматизируешь, искать смыслы там, где их, казалось бы, не наблюдается, и жить так, как ты жить не привык. Во все эти смыслы и внутренние переживания очень хорошо вплетаются, как ни странно, физтех- и техническая составляющая нашего разума». Семён Косенко, студент бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.

В финальных презентациях каждая из групп должна была показать, как различные элементы города взаимодействуют между собой, создавая «ткань» города, жизнь в котором определенным образом влияет на самосознание людей.

«Санкт-Петербург – это большая модель, которую можно рассматривать с различных точек зрения. Если мы в будущем планируем работать в бизнесе, нам важно уметь выявлять опорные точки и уметь их использовать». Семён Касьянов, студент бизнес-бакалавриата СКОЛКОВО и МФТИ.

Современный бизнес требует не только постоянного умения учитывать и предугадывать постоянно возникающие вводные, но и навыка управления неопределенностью. Работать в бизнесе значит принимать во внимание множество подчас противоречащих друг другу факторов, явлений и идей.

«Я придумал курс “Город как текст” несколько лет назад, но до этого его проходили только студенты SAS. Студенты бизнес-бакалавриата отличаются от студентов SAS повышенной склонностью к построению абстрактных моделей, в данном случае – моделей порождения смысла. Вероятно, так проявляется пресловутое физтех-мышление. Однако, в отличие от задач по физике, ни одна из задач на этом курсе не имеет единственно правильного ответа. Десять дней наши студенты создавали алгоритмы для решения неалгоритмизируемой задачи концептуализации противоречивой эмпирической реальности в отсутствие предзаданных теоретических рамок. Этот опыт бесценен», — считает Андрей Щербенок.


Альбом фотографий курса можно найти по ссылке.

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie