В благоприятные времена сильные стороны семейного бизнеса часто упускаются из виду. Однако в трудные периоды фундаментальные принципы семейных предприятий показывают свою силу. Приверженность собственным ценностям, долгосрочное планирование, разумные рычаги управления и минимальные барьеры для принятия быстрых и жизненно необходимых решений показывают свою ценность не только для самих компаний, но и в макромасштабах — для реабилитации всей мировой экономики.
В 2009 году после мирового финансового кризиса мы уже наблюдали подобный эффект: семейный бизнес восстановился быстрее других участников рынка. Похоже, что это произойдет снова в период восстановления после пандемии COVID–19. Для этого две причины. Во-первых, в период кризисов потребители и клиенты больше доверяют семейным предприятиям. Во-вторых, в большинстве секторов такие компании показывают большую устойчивость.
По данным Edelman Trust Barometer за 2020 год, 67 % респондентов заявили, что доверяют семейному бизнесу, тогда как для публичных компаний доля доверяющих составила 58 %. Получается, что семейный бизнес люди считают более надежным типом предприятия. Результаты исследования показывают: в основе доверия — уверенность в компетентности и в этичности. Из четырех основных институтов общества — правительство, бизнес, НКО и СМИ — только бизнес оценивается респондентами положительно по обоим пунктам.
А данные опроса PwC, проведенного с октября по начало декабря 2020 года, подтверждают вторую гипотезу о высокой устойчивости семейного бизнеса. Только 21 % семейных предприятий заявили, что им требуется дополнительный капитал в 2021 году. К тому же большинство респондентов (86 %), участвовавших в опросе, ожидают к 2022 году возобновления сильного роста их предприятия.
Это хорошая новость для мировой экономики, учитывая, что на долю семейного бизнеса приходится более половины ВВП и примерно две трети занятости.
Вместе с тем упомянутое исследование PwC показывает, что процветание в современном мире потребует изменить мышление, переосмыслить приоритеты и стратегии развития (например, увеличить инвестиции в цифровые инструменты), а также найти новое определение наследия. Мир меняется, и такова формула прочного успеха семейных предприятий, полагают аналитики PwC.
Многие исследования показывают: владельцы семейного бизнеса хотят создать компанию, которая оказывает положительное влияние на экономику и создает наследие для будущих поколений. Сегодня само понимание наследия меняется. На компании оказывается все большее давление, чтобы переориентировать их цели, ценности и миссию на область охраны окружающей среды, социального обеспечения и корпоративного управления (ESG). Опрос PwC показывает, что семейные предприятия не берут на себя ведущую роль в этом вопросе. Тут скрывается угроза: если семейные предприятия не смогут конкретными действиями продемонстрировать свою приверженность устойчивому развитию, они рискуют потерять запас доверия.
ESG-повестка уже поднималась в списке наиболее важных деловых решений задолго до появления и распространения COVID-19. Сегодня вопрос уже не в том, стоит ли уделять приоритетное внимание практике ESG. Похоже, что вопрос стоит иначе: какое время потребуется потребителям, инвесторам, кредиторам и правительствам, чтобы наказать тех, кто этого не делает?
Настроения общественности также изменились. Еще до пандемии 43 % потребителей ожидали, что предприятия будут нести ответственность за свое воздействие на окружающую среду. Компании с самыми высокими рейтингами ESG превосходят других в динамике и быстрее других оправились от негативных последствий первой волны пандемии.
Все эти факторы говорят о том, что для семейных предприятий настало время действовать, если они хотят сохранить свое наследие для будущих поколений.
В заключение мы публикуем ключевые выводы и цифры исследования PwC
1. Высокая экономическая устойчивость семейных предприятий.
79 % представителей семейного бизнеса говорят, что им не требовался дополнительный капитал в 2020 году, и только одна треть (34 %) сокращает дивиденды во время кризиса.
64 % ожидают роста в 2021 году и 86 % — в 2022 году.
2. Влияние COVID-19 неодинаково в разных секторах.
84 % компаний сектора гостиничного бизнеса ожидают сокращения прибыли; за ним следуют 64 % — в автомобилестроении и 63 % — в сфере развлечений и СМИ.
3. Есть реальное желание лидировать в области устойчивого развития, но семейные предприятия действуют медленно.
55 % считают, что у них есть возможность возглавить деловую практику в сфере ESG, но в среднем только 37 % имеют стратегию устойчивого развития.
4. Прогресс в области цифровой трансформации идет медленно.
38 % говорят, что их цифровые возможности сильны.
Тем не менее, в 2018 году результаты опроса семейного бизнеса показали, что 80 % обеспокоены ситуацией с использованием инноваций и технологий, а 57 % заявили, что будут инвестировать в них.
5. Существует сопротивление переменам.
51 % имеют задокументированное видение и письменное заявление о целях, 30 % имеют планы преемственности, а 29 % говорят, что существует сопротивление изменениям.
6. Недостаточно быстрая цифровизация.
Только 40 % компаний, возглавляемых третьим или четвертым поколением, считают себя сильными в цифровом плане.
7. Разногласия в вопросах управления.
Почти семь из десяти респондентов опроса (68 %) говорят, что члены семьи, которые не входят в правление, доверяют членам семьи, которые занимаются управлением семейным бизнесом. Однако факты указывают на глубинные разногласия: только 58 % говорят, что все члены семьи разделяют схожие взгляды на направление развития компании.
8. Недостаток обсуждения бизнеса внутри семьи.
Только 66 % представителей семейных предприятий говорят, что члены семьи регулярно общаются по вопросам бизнеса.
Комментарий экспертов Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО
Специфика нашей страны заключается в том, что семейный бизнес еще не имеет сложившейся и устойчивой репутации. С одной стороны, мы видим определенный ресурс доверия со стороны как предпринимателей, так и россиян. Привлекательными кажутся забота о деловой репутации, иная природа ответственности владельцев семейных компаний, видны интерес к их жизни, к историям успеха, а также ожидания какого-то «иного» поведения и роли в обществе.
С другой стороны, довольно сильными оказываются критические мотивы. Общероссийское исследование, проведенное SWTC в 2020 году, показывает, что значительная часть россиян не верит в возможность стать богатым в нашем обществе. Две трети опрошенных не видят от деятельности бизнесменов пользы для страны и для общества, и примерно столько опрошенных же не считают, что этика и ценности владельцев капитала заслуживают признания и уважения.
Одновременно с этим в самих экономических элитах нет уверенности, что передавать бизнес детям целесообразно и безопасно. А главное — не понятно как. Это — один из выводов другого нашего исследования — «Портрет владельцев капитала — 2021».
Российский бизнес в последние пять-десять лет только начинает нарабатывать свой опыт в сфере преемственности бизнеса и благосостояния. Этот опыт формируется далеко не в самой благоприятной атмосфере. Тем не менее, этот опыт обязан быть положительным — это в интересах как государства, так и всего общества в целом.