Образовательная программа | Цифровая трансформация | Центр цифровой трансформации

Chief Product Officer: управление продуктовой стратегией

Как прокачать свою бизнес-модель и прийти к росту прибыли
Запросить презентацию
31 января 2025
Статья

Начать заново: как построить бизнес после неудачи

О крупном провале, его последствиях и смелом решении начать новый бизнес рассказал Алексей Боев, сооснователь и управляющий директор IT-компании «ПланФакт».
Начать заново: как построить бизнес после неудачи

Это интервью — часть онлайн-проекта СКОЛКОВО и Яндекс Практикум «Продуктовая среда». Новый сезон посвящен неудачам, их анализу и тому, как извлечь из них ценные уроки для дальнейшего развития.

— Что для вас продукт и продуктовый подход?

Продукт — это результат деятельности, с которым можно взаимодействовать и который приносит какую-то ценность. Продуктом может быть что угодно, будь то IT-разработка или услуга. В консалтинге продукты — это обычно интерпретированные данные, которые помогают принимать решения.

Продуктовый подход — это комплексная концепция. Продуктовая команда должна четко понимать, что создается, для кого и какую ценность это приносит. Важно адекватно осознавать возможности для развития продукта, особенно в финансовом контексте: зарабатывать на продукте необходимо, но важно помнить и об ответственности за получение вознаграждения.

И учитывать разнообразие целевых аудиторий, так как у них могут быть различные потребности и задачи. Например, мы работаем не только с компаниями, но и с детскими садами, крупными застройщиками и маркетплейсами.

Таким образом, продуктовый подход — это всесторонний анализ рынка, клиентов, компании, аудитории, P&L, проблем и возможностей для развития. Это постоянное движение вперед и расширение сфер влияния.

— Боитесь ли вы ошибиться при запуске новых проектов?

Я не боюсь новых начинаний. Смелость для запуска проектов приходит из уверенности, что негативный опыт — это не конец света. Даже если проект не окажется успешным, можно попробовать снова.

Пока у меня есть идеи, как двигать проект вперед, я продолжаю это делать.

Иногда что-то идет не так — на этот случай важно иметь запасной план. Когда вариантов развития не остается, приходит пора делать что-то новое.

Один из моих недостатков — склонность преувеличивать возможные риски. Иногда я задумываюсь, как маленькая ошибка может привести к глобальным проблемам. Однако чаще всего такие сценарии существуют лишь в моем воображении. На практике я всегда нахожу выход, а если проект не идет, отпускаю его и двигаюсь дальше. Главное — не бояться ошибок, а уметь извлекать из них уроки.

— Как принять решение о закрытии направления в компании, на развитие которого было потрачено много усилий?

Когда проект не приносит ожидаемых результатов, важно вовремя это осознать и закрыть его. Такие случаи были и в моей практике. Например, один из основателей компании предложил заняться торговым бизнесом, и мы с командой решили попробовать. Мы работали над этим направлением в течение года: создали отдельный аккаунт, через который осуществили несколько тысяч покупок, но в итоге проект не взлетел. Мы перепробовали разные подходы, вложили ресурсы, время, наняли новых людей, но в итоге пришли к выводу, что нас не устраивает прибыль.

Чтобы добиться интересных результатов, нам потребовалось бы инвестировать гораздо больше, а мы не были готовы на это пойти. В итоге мы приняли решение закрыть направление. Мы понесли убытки, но не считаем, что время было потрачено зря: мы улучшили финансовые инструменты для продавцов, разобрались в механике работы с платформами и извлекли полезный опыт, который обязательно пригодится в будущем.

— Сталкивались ли вы с масштабными бизнес-провалами? 

По-настоящему страшной могу назвать лишь одну историю — тогда мы буквально разрушили свой предыдущий проект. Этот кейс тесно связан с дальнейшим появлением компании «ПланФакт».

В 2009 году мы открыли агентство, которое разрабатывало сайты и мобильные приложения на заказ. Мы делали действительно интересные проекты, работали с хорошими заказчиками, гордились нашими портфолио и логотипами. Но, как оказалось, допустили главную ошибку — мы не воспринимали агентство как бизнес и совершенно не разбирались в финансовой стороне дела: что такое дебиторская и кредиторская задолженности, как управлять денежными потоками. Все эти вопросы оставалось за кадром, пока мы наслаждались креативом.

Только в последние полтора года жизни компании команда начала что-то предпринимать — мы занимались финансовым учетом буквально «на коленке», но было уже поздно. В 2014 году мы вынуждены были закрыть агентство и остались с долгами в районе 4–6 миллионов рублей, в основном по зарплатам. Сейчас я могу спокойно говорить об этом провале, но тогда мы переживали его тяжело и болезненно. Я был на грани депрессии, и это состояние сильно сказалось на моем здоровье: его последствия я ощущаю до сих пор.

Этот опыт служит мне напоминанием о том, как важно вовремя смотреть правде в глаза и понимать, что бизнес — это не только про творчество, но и про цифры.

— Что помогло вам не опустить руки после неудачи и начать новый бизнес?

В момент провала я был не один, меня очень поддержали партнеры. Но дело не только в команде: меня вдохновляет сама возможность создавать, так как предпринимательское мышление — часть моей природы.


Я долго и успешно работал в найме — и как сотрудник, и как руководитель. Но сейчас мне там тесно. Самореализация имеет для меня первостепенное значение. Я хочу не просто двигаться вперед, а создавать что-то свое. Я всегда стремлюсь придумать идею и заработать на ней. Кроме того, для меня важно ощущение свободы — чтобы не было ограничений, или, по крайней мере, чтобы я их не замечал. Это чувство стало движущей силой, которая не позволила мне сдаться после неудачи.

— Какие свои ошибки в управлении командой вы считаете наиболее значимыми и чему они вас научили?

Я осознаю, что как управленец являюсь первопричиной всего, что происходит в моей команде. Если что-то идет не так, ответственность лежит на мне — значит, я создал такую систему, в которой возникли сбои. Это требует постоянного анализа решений, умения признавать ошибки и учиться на них.

Не могу сказать, что допускал критические ошибки в работе с командой, но некоторые мои назначения могли быть более точными. Иногда я неверно подбирал людей на роли, потому что не сразу видел, что предлагаемые позиции не соответствуют их сильным сторонам. Дело не в том, что кто-то плохой или хороший — просто важно правильно распределять роли, чтобы каждый мог заниматься своим делом и приносить максимальную пользу.

— Как вы относитесь к промахам ваших сотрудников?

В моей команде ошибаться не только можно, но и нужно.

Провалы — это неотъемлемая часть пути, и без них невозможно двигаться вперед. Если бы у всех был рецепт, как сделать все идеально с первого раза, мы бы все катались на Rolls-Royce, но жизнь устроена не так.

Предприниматель всегда работает в зоне неопределенности, куда ведет за собой команду. Лидер пытается создать для них ощущение стабильности, хотя при этом сам не всегда знает, что будет дальше.

Если мы сделали что-то неправильно, то признаем это и обязательно делаем работу над ошибками, чтобы понять, что пошло не так и как избежать повторение кейса в будущем. Но если тот же промах случается через три месяца, это уже проблема. Главное — не допустить фатальных ошибок.

— Замечаете ли вы, что компетенции сотрудников не соответствуют требованиям технической инфраструктуры?

Да, я сталкиваюсь с этой проблемой, например, в маркетинге или в технологическом стеке, особенно когда речь идет о быстро развивающихся направлениях, таких как искусственный интеллект. Нужно быть готовыми к тому, что с течением времени наша управленческая команда может немного «закостенеть». Поэтому важно периодически привлекать новых людей, которые смогут привнести свежие идеи и подходы. Это позволяет получать новый взгляд на процессы и внедрять передовые практики.

Лидерам важно хотя бы немного разбираться в технологиях, чтобы не только привлекать специалистов с новыми компетенциями, но и грамотно интегрировать их в команду, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с коллективом и максимальную отдачу от их работы. Это требует гибкости и готовности к переменам, но в итоге помогает двигаться вперед.

— Есть ли у вас опасения, что из-за стремительных изменений вы не сможете вовремя адаптироваться к новым условиям?

Иногда я смотрю видео о трансформациях браузеров и мессенджеров, где показывают, например, как ICQ и другие системы уступили место WhatsApp, Telegram, WeChat и подобным. Осознание, что любого игрока можно так просто вытолкнуть с рынка, вызывает беспокойство. Но важно не поддаваться панике в попытке охватить все инновации. Нужно осознавать, где мы находимся, что с нами происходит, кто наша аудитория и что меняется в ее потребительских привычках. Мы должны быть готовы к тому, что конкуренты могут войти на рынок и задавить нас, если у компании не хватит ресурсов.

Чтобы снизить риски, в команде должно быть несколько людей, которые следят за трендами и могут подсказать направление движения. Конечно, всегда есть место для «черных лебедей» — неожиданных событий, которые могут изменить все. Но, по крайней мере, с хорошей командой вы точно не отстанете по технологиям. И главное — не просто следить за происходящем на рынке, но научиться правильно внедрять и применять инновации.

При этом я стараюсь не поддаваться хайпу. Я всегда выжидаю, пока информационный шум вокруг новых технологий и трендов осядет. Тогда можно принимать решение о внедрении той или иной системы в работу. Например, сейчас много разговоров о возможностях ИИ, но я не буду бросаться на эту волну только ради статьи о проведении цифровой трансформации. Мы подходим к инновациям с расчетом: анализируем, как их можно использовать, зачем они нам сейчас и какие выгоды можно получить в долгосрочной перспективе.

— Как вы решились на создание подкаста «ПланФакт», посвященного неудачам в бизнесе?

Идею подкаста о факапах я вынашивал два года. У нас был успешный блог со статьями, которые набирали тысячи просмотров. Видеоконтента в нем не было, при этом наши конкуренты активно присутствовали на видеохостингах. Тогда мы решили последовать их примеру.

Мы хотели рассказывать о бизнесе интересно, с юмором и без сухого перечисления цифр. Так появился подкаст сервиса «ПланФакт», где звучат реальные истории предпринимателей, в том числе об ошибках и неудачах.

— Какие пять советов вы можете дать себе?

Вот они:

  1. Не тупи. Небо синее, трава зеленая — иногда очевидные вещи оказываются самыми важными. Ответ часто лежит на поверхности, важно просто увидеть его.
  2. Продолжай мыслить критически. Это помогает не только в работе, но и в повседневной жизни. Важно всегда оценивать происходящее с разных сторон, а не принимать все на веру.
  3. Слушай людей по модели ETL. Не вся информация нам нужна, поэтому важно не перегружать себя ею. Для фильтрации подойдет принцип Extract, Transform, Load, взятый из систем обмена данными. Сначала соберите всю информацию (Extract), затем проанализируйте и отфильтруйте лишнее (Transform) и оставьте только то, что можно применить на практике (Load). Эта модель помогает извлекать ценное, а не просто накапливать в голове информационный шум.
  4. Следи за здоровьем. Хорошее самочувствие критически важно, особенно для предпринимателя. Когда человек в плохом состоянии, это сказывается на его работе и на команде. Поэтому следи за собой, поддерживай форму и не забывай, что здоровый организм — основа всего.
  5. Мысли позитивно. Позитивное мышление помогает находить выходы из любых ситуаций. Бывают трудные моменты, но они проходят. Главное — не терять оптимизм и веру в лучшее.
(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie