29 августа 2020
Статья

На шаг впереди: как компании получают лучших молодых инженеров

Наше время называют эрой талантизма. Ключевым ресурсом являются таланты, и конкурировать за них становится все сложнее. Наиболее прогрессивные компании уже поняли: необходимо работать напрямую с донорами талантов — университетами — чтобы разглядеть и ухватить «золотые» головы как можно раньше.
На шаг впереди: как компании получают лучших молодых инженеров
Источник: John Schnobrich, Unsplash

Однако набор умений, которые они хотят видеть у идеального кандидата, стандартное образование не дает. Кроме того, у компаний, которые видят свое развитие в достаточно далекой перспективе, обычно есть своя корпоративная культура. Новому человеку нужно время на знакомство с ней. Это большая задача, ведь чем интереснее компания, тем более выражена у нее корпоративная культура. Получается, бизнесу необходимо решить три задачи. Первая – сотрудничать с сильным университетом, который занимается скаутингом талантливых студентов, чтобы не тратить время и ресурсы на рекрутмент. Вторая – кастомизировать образование, чтобы получить специалиста с набором нужных компании знаний и компетенций. И третья – планировать совместную образовательную программу так, чтобы она была достаточно интересной для студентов, и они захотели продолжить работать в компании.

Действующих лиц здесь тоже три. Во-первых, университет, который должен быть привлекательным как для большого количества студентов, так и для работодателей. Университет должен эффективно искать таланты и уметь готовить кастомизированные образовательные программы. Все это требует достаточно сильной преподавательской и научной базы, а также развитой системы коммуникации со студентами и бизнесом. С другой стороны — студент, он должен быть достаточно подготовлен для поступления на программу и должен достойно проявить себя во время обучения, чтобы по итогу получить предложение от компании. С третьей стороны мы видим компанию, которая должна вложиться в кастомизированную образовательную программу, а также сделать интересное предложение студенту. Как правило, такие компании платят студентам стипендии, сопоставимые с заработной платой. В результате студент получает диплом топового университета, актуальное образование и фактически год стажа работы в передовой компании. Компания при этом решает кадровый вопрос, а также задачи инновационного развития. Университет же получает дополнительное финансирование, инструмент привлечения студентов и индустриальную экспертизу. Получается совершенно честная картина и трехсторонняя выгода.

Совместные магистерские программы университетов и бизнеса

Как правило, инновационные компании запускают корпоративные программы магистратуры длительностью два года. Почему именно магистратура? Потому что туда приходят достаточно компетентные люди, которые уже отучились четыре года в бакалавриате. Это качественный человеческий ресурс, с ним можно эффективно работать и интегрировать в свои процессы.

Первый год магистратура по большей части является обучающей, студенты получают необходимые для работы в компании и выполнения практических проектов базовые знания от лучших преподавателей МФТИ. Программы курсов разрабатываются в тесном взаимодействии между сотрудниками компании и преподавателями. Часть предметов проводится онлайн, что характерно для современного образовательного процесса и реалий.

Важная часть программ — выполнение реального проекта для компании в качестве дипломной работы студентов. Данный этап занимает весь второй и часть первого года обучения. Такой формат позволяет студентам поработать в реальных условиях и получить крайне ценный опыт, а компании – решать свои практические задачи.

Московский физико-технический институт – это ведущий технический вуз страны с самым высоким конкурсом приема. Физтех обладает мощной экспертизой в информатике, математике, физике и биологии и традиционно реализует инженерный подход к образованию. МФТИ привлекает самых талантливых студентов со всей страны и активно взаимодействует с бизнесом в формате совместных образовательных программ и научно-прикладных проектов.

Кейсы совместных образовательных программ инновационных компаний

Компания Napoleon IT запустила магистерскую программу по биоинформатике совместно с МФТИ. На 8 мест они получили более 200 заявок, а работать над HR-брендом начали уже на стадии приемной кампании. Сначала представители Napoleon IT выступили на дне открытых дверей МФТИ, где рассказали про себя, свои проекты и карьерные возможности в компании. Затем провели для студентов «интервью за пиццу»: попросили рассказать, что именно те хотят видеть на идеальной магистерской программе, и ответившим отправляли пиццу в любое место. Как результат — несколько тысяч упоминаний в социальных сетях, блогах и СМИ за последние пару месяцев. Napoleon IT — небольшая челябинская компания, где работает 400 человек. Еще недавно о них мало кто знал, а теперь они в партнерстве с одним из лучших институтов страны и в эфире на Первом канале.

В настоящий момент МФТИ ведет переговоры с компанией Roche, одной из крупнейших мировых фармацевтических компаний. Их запрос — подготовка специалистов по работе с большими медицинскими данными. Оказалось, что они активно ищут специалистов в области data science, но потенциальные сотрудники не воспринимают Roche как компанию, в которой можно серьёзно заниматься анализом данных. В их сознании Roche — это привлекательное место работы для ученых или врачей, не для высококвалифицированных IT-специалистов. Так даже с конкурентной зарплатой, но без правильной репутации, компания проигрывает. Поэтому для победы в борьбе за таланты и «выращивания» тех самых data scientist’ов компании Roche необходимо сотрудничество с ведущим вузом в области Computer Science.

Еще пример — группа компаний ЭФКО, один из крупнейших российских холдингов в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. В качестве одного из перспективных направлений развития в следующие пять лет ЭФКО видит биотехнологию, в частности, так называемые, сладкие белки, которые, по некоторым прогнозам, частично заменят пищевой сахар в ближайшем будущем. Естественно, для реализации научно-производственных разработок компании потребуются квалифицированные биотехнологи. Позиция ЭФКО состоит в том, чтобы самим готовить тех специалистов, которые нужны компании. С этой целью ЭФКО ведет переговоры об открытии в МФТИ совместной программы магистратуры и в перспективе даже бакалавриата.

К слову, некоторые компании хотят готовить для себя не только отдельные кадры, но и целые проектные команды. Примером может служить компания МТС, которая в этом году запустила программу магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» вместе с МФТИ и бизнес-школой «Сколково». МТС сегодня — это телекоммуникационный гигант, в портфеле которого огромное количество сложных цифровых продуктов. Уже на стадии отбора кандидатов на программу с помощью командного решения бизнес-кейсов и тестирования гибких навыков студентов, специалисты МТС предполагают, какие подгруппы будут естественным образом формироваться в процессе обучения. Эти команды под руководством научных сотрудников образовательных партнеров будут стартовать свои проекты, направленные на решение задач МТС. Получившиеся проекты в будущем могут быть интегрированы в компанию или стать спин-оффами.

Мотивация талантов

Что сегодня важно для талантливого инженера? Очевидно, что зарплата и условия труда и коллектив. Но самое значимое — проект. То, зачем однозначно идут физтехи — это масштабные проекты с интересными задачами. Бывает, что компании говорят: «Дайте нам, пожалуйста, топовых выпускников проанализировать качество маркетинговой кампании». То есть, по сути, микроскопом гвозди забивать. А бывает, просят смоделировать развитие заболеваемости COVID — да, для этого у нас есть хорошие студенты. Такой проект может быть интересен, это большая задача, амбиции. Или есть выпускники, которые хотят работать в области редактирования генома, им эта высота интересна. Не представляю, сколько денег нужно предложить высококлассным специалистам за рутинные будни в экселе.

Резюме

Если этой статьей можно к чему-то призвать, то я призываю компании не ждать кадры, а самим создавать их. Это также огромный стимул для университетов — когда бизнес транслирует, что ему важно сегодня и что будет важно в обозримом будущем. Это позволяет нам «не консервироваться» в своих образовательных программах и траекториях.

Читайте статью в первоисточнике: vc.ru

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie