Образовательная программа | Предпринимательство | Дипломные программы

СКОЛКОВО Практикум

Пересборка бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности, интенсивная работа со смыслом и образом предпринимательского мышления
Запросить презентацию
02 марта 2021
Статья

«Мы неохотно ушли в онлайн, а оказались на международном рынке e-learning»

Три года подряд школа скорочтения IQ007 возглавляла рейтинг самых выгодных франшиз (с инвестициями от 1 до 5 млн ₽) журнала Forbes. Однако пандемия заставила ее владельцев Данила Костромина и Вадима Хабирова перевести бизнес — более 600 точек по всей России — в онлайн. Мы поговорили с предпринимателями о трудностях адаптации франчайзи и педагогов к новому формату обучения и узнали, как программа «СКОЛКОВО Практикум» помогла им опередить запрос рынка.
«Мы неохотно ушли в онлайн, а оказались на международном рынке e-learning»

Куда идти, если возможности роста исчерпаны?

В 2009 году Данил Костромин и Вадим Хабиров основали в родном Златоусте, городе с 160-тысячным населением, школу скорочтения и развития интеллекта IQ007. Идея казалась не самой очевидной: предприниматели шутят, что вместо школы скорочтения им советовали открыть «школу скоробеганья» — в Челябинской области, которая, по данным Генпрокуратуры, вот уже 10 лет входит в топ-5 регионов России по количеству преступлений, это был бы более полезный навык. 

Однако 10 лет показали, что идея востребована рынком: школа IQ007 превратилась в одну из самых быстрорастущих франшиз в стране, а в 2017 году прибыль по сети составила 700 млн ₽. За следующие два года, по оценке предпринимателей, бизнес вырос еще примерно вдвое. «Тогда мы и поняли, что впереди нас, скорее всего, ждет спад: крупные города-миллионники уже заняты, и даже если мы откроем еще какое-то количество точек, кратного роста больше не будет. Важно было понять, куда двигаться дальше», — вспоминают они.

Искать ответ на этот вопрос решили в образовательном пространстве программы «СКОЛКОВО Практикум», которая работает с предпринимательским мышлением и помогает управляющим собственникам пересобрать бизнес-модель компании на стадии замедления ее роста. Первый раз пойти на программу друзья хотели еще два года назад, но отложили поступление после адмиссии: у Данила как раз родилась дочка, а учиться партнеры хотели только вместе. Альтернативы не рассматривали — СКОЛКОВО стояло на первом месте.

«Во время нашего обучения Алексей Комаров, ассоциированный профессор бизнес-практики, говорил: “Ребята, вам нужно рассмотреть онлайн. Обязательно. Нельзя оставаться только офлайновой школой”, — рассказывают Данил и Вадим. — И мы стояли на некоем перепутье, но зарядились вдохновением от группы, с которой учились, и решили в качестве проекта изменения бизнеса разработать именно новую онлайн-модель нашей образовательной платформы».

Как оказалось, вовремя: в декабре 2019 года друзья закончили «СКОЛКОВО Практикум» с уже сформированной моделью развития, доработали ее в марте 2020 года — и в том же месяце школы и учреждения допобразования начали закрываться и переводить учеников на дистанционный формат.

Погружение в онлайн: а что такое ссылка?

Первым шагом предпринимателей стала базовая стратегия безопасности: Данил и Вадим, по их словам, пытались сделать хоть что-то, чтобы не потерять бизнес и удержать учеников — около 40 тыс. взрослых и детей по всей России и больше 2,5 тыс. преподавателей. Они начали переводить занятия в Zoom, а параллельно вместе с франчайзи и сотрудниками управляющей компании (у IQ007 22 собственные школы) готовить педагогов к онлайн-формату. «Многие просто не знали, как в Zoom запустить демонстрацию экрана или рисовать во время трансляции, особенно педагоги, которые работают в провинции, в маленьких городах, — вспоминают они. — Мы говорим: “Тебе отправили ссылку, перейди по ссылке”. Они в ответ: “А что такое ссылка?”». Важным фактором поддержки стало отсутствие конфликтов между партнерами даже в такой непростой момент: у Вадима и Данила дружат родители, сами они знакомы с детства и говорят, что скорее откажутся от бизнеса, чем от своей дружбы.

Не менее сложно было перевести в онлайн и учебные пособия: школа использует авторские методики, разработанные педагогами и психологами. «Обычно учебные материалы находятся в школе, и за доступом к ним следит руководитель франчайзинговой точки. А в электронном виде материалы быстро могут “утечь” на сторонние ресурсы — и, считай, на бизнесе можно ставить крест», — говорят предприниматели. Поэтому большое внимание при переходе в дистанционный формат им пришлось уделить защите цифровых материалов, ограничению прав доступа, использования и демонстрации.

Первые онлайн-занятия в IQ007 прошли в конце марта, а в начале апреля начались полноценные дистанционные уроки. 

Плюсы «оцифровки»: персонализированный продукт и гибридный режим обучения

К осени в IQ007 появилась собственная онлайн-платформа для занятий с интуитивно понятным для детей интерфейсом. Учиться здесь легко и без помощи родителей — достаточно перейти по ссылке, чтобы подключиться к уроку, а видеть педагога и задания можно даже на небольшом экране.

«У нас всегда было 5 ступеней обучения, а при оцифровке методики и адаптации ее под онлайн-занятия каждую ступень мы разделили еще на 8 векторов. Суммарно получилось 40 векторов, — рассказывают создатели школы IQ007. — В зависимости от того, как читает ребенок, учитывая количество прочитанных слов и сделанных ошибок, ему подбирается нужный тип задания. Так получается очень кастомизированный продукт». 

Занятия по скорочтению, ментальной арифметике, интеллектуальному английскому и грамотному письму авторы адаптировали по продолжительности к возрасту учеников: от 30—40 минут для малышей до 1 часа 20 минут для старшеклассников и взрослых. И сохранили два формата работы: индивидуальный — один на один с педагогом, и командный, необходимый для обсуждения заданий и общения в мини-группе. 

После пандемии, когда учреждения допобразования снова стали открываться, школа IQ007 начала работать в гибридном режиме и выиграла от этого. «Ребенок может поучиться в онлайн-режиме, а потом прийти на занятия в школу в своем городе. Из-за такой синергии двух форматов процент завершения обучения, который для онлайн-курсов обычно составляет до 15 %, у нас на порядок выше: около 45—50 % для онлайн-занятий и до 90 % — для очных курсов», — убеждены Вадим и Данил.

Выход из самоизоляции: новая образовательная миссия

По словам предпринимателей, итоги 2020 года показали, что школы хорошо адаптировались к новой бизнес-модели: в онлайн-маркетинге — по привлечению учеников, в онлайн-HR — по привлечению и обучению педагогов, научились дистанционному управлению филиалами. Самые сильные филиалы франчайзинговой сети, где работают топ-руководители, а это около 20 % от общего числа точек по стране, практически вернулись к показателям 2019 года. Конечно, некоторые филиалы школы закрылись, но и к этому факту основатели IQ007 относятся позитивно, видя в нем признаки очищения рынка от слабых партнеров. Правда, чтобы добиться таких результатов, собственникам бизнеса пришлось серьезно поддержать своих франчайзи: например, временно снять финансовые обязательства по выплате доли прибыли управляющей компании. 

Следующий шаг IQ007 — выход на международный рынок и работа с русскоязычными учениками: возможности новой онлайн-платформы это позволяют. Также в планах запуск курса предпринимательства для детей, идея которого появилась на программе «СКОЛКОВО Практикум». Друзья хотят учить школьников не только бизнес-моделям, MVP и лидогенерации, но и важным для них предпринимательским ценностям: ответственности, осознанности, свободе. 

«Если говорить глобально, то у нас две цели. Первая: поменять отношение к учебе, через игровые образовательные методики показать, что это интересно и легко. Вторая — проверить мысль Толстого о том, что 2 % населения могут изменить ход развития страны, помочь ей жить лучше. Для этого нужно, чтобы люди развивались и были осознанными, и мы хотим им в этом помочь, поэтому в школе учим не только скорочтению, но и “прокачиваем” интеллект, память, внимание, логику, воображение», — говорят создатели школы IQ007. На текущий момент школа подготовила уже 350 тыс. учеников, так что эти планы кажутся вполне реальными.

Снова в школу — за вдохновением

Программа «СКОЛКОВО Практикум», на которой Вадим и Данил разработали модель образовательной онлайн-платформы, дала и другие результаты. Например, изменился их уровень участия в операционной деятельности компании: во время обучения приходилось много задач делегировать сотрудникам, которые, как оказалось, вполне способны успешно их решать. «Мы поняли, что пока были на обучении, оборот компании вырос. Это доказало: можно работать меньше, а эффективность будет выше», — говорят друзья. 

Несмотря на то что партнеры вместе вникают во все процессы бизнеса и не делят роли внутри компании, у них остается свободное время на семью и спорт. Его друзья называют не только источником вдохновения, но и обязательным условием успеха: человек, который занимается спортом, зарабатывает на 20 % больше, чем тот, кто просто работает.

Еще одним важным итогом они называют поддержку группы, с которой учились на программе «СКОЛКОВО Практикум». «Концентрация очень “качественных” одногруппников, а это больше 50 амбициозных, сильных предпринимателей с таким же мышлением, как у тебя, помогает многое переосмыслить, — рассказывают Вадим и Данил, которые продолжают общаться с другими “практикантами”. — Ребята приезжают к нам в Златоуст кататься на горных снегоходах. Мы отдыхаем, общаемся, заряжаем друг друга. Плюс это огромная ресурсная база: можно решить практически любой вопрос, найти любого человека».

В планах у партнеров — дальнейшее обучение, а пока они регулярно приезжают в Москву как эксперты для нынешних участников программы «СКОЛКОВО Практикум». Говорят, чтобы зарядиться вдохновением: «Златоуст — это комфортная зона, которая укутывает. А здесь на реальных кейсах мы видим, что еще можем сделать. И начинаем дальше бежать на этой энергии».

Решиться на пересборку бизнеса → 

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie