― Какие изменения произошли в компании в 2020 году?
― Грандиозные. Мы взяли большой контракт и поставляем теперь зарядные станции для Мосгортранса. Объем заказа в районе 600 миллионов рублей. Относительно тех цифр, которые были год назад, мы сделали очень большой скачок. Мы наняли больше людей, нас сейчас около 30. Мы переехали и наконец-то сидим в первом нашем офисе, в котором приятно находиться. У нас появился свой цех опытной сборки, в него можно загнать машину для тестов.
Компетенции наши выросли, мы познакомились с еще большим количеством людей в отрасли. Привлекли инвестиции и сейчас движемся к первому большому профессиональному раунду с российским инвестиционным фондом.
― Как повлияли пандемия и кризис на компанию «Яблочков»?
― В ноябре прошлого года мы выполнили обязательства по контракту поставки станций в Белоруссию и ожидали поступления денег. Рассчитывали, что денег хватит до конца июля-августа на нашу деятельность, даже если у нас не будет новых контрактов. Мы жили в каком-то предвкушении чуда, планировали две выставки в Европе, чтобы начать пробовать себя на международном рынке.
А потом началась пандемия, и мы не смогли получить деньги по белорусскому контракту. По условиям контракта, нам должны были заплатить только после поверки счетчиков учета, которые стояли в станции. Эта поверка должна была пройти при участии белорусских специалистов. Одна из процедур поверки подразумевала поездку в Китай на завод. Ну и конечно же, в декабре они не поехали на этот завод из-за начала пандемии. Поверка сместилась на неопределенный срок, и мы не получили денег. И соответственно, у нас уже в феврале очень остро встал вопрос с деньгами. Мы не знали, чем платить зарплаты. Мы уже были на грани того, чтобы закрывать компанию. Но в этот момент появился контракт с Мосгортрансом, и под него к нам зашли инвесторы. И это нас очень сильно спасло и выручило.
Вообще, конечно, было очень жестко. Те контракты, которые начинались в конце 2019 года и в начале 2020-го, тендеры, — они все резко стали в марте на паузу. То есть, помимо того, что мы не получили деньги за предыдущую уже сделанную работу, мы и новые контракты не могли взять. На горизонте всех наших заказчиков появился кризис, и они просто заморозили проекты. Мы были буквально в шаге от закрытия компании, придумывали разные планы ― B, C, D. Заморозили деятельность, думали, кому мы предложим сократить зарплату, как мы договоримся с офисом. В общем, мы разработали план жизни без денег на несколько месяцев. В надежде, что за это время мы либо сможем найти заказ, либо получим деньги по белорусскому контракту, либо найдем инвесторов.
― Как кризис повлиял на отрасль?
― Инфраструктура зарядных станций и электромобили, насколько мне известно, в Китае и Европе были выбрали одними из основных драйверов восстановления экономики. В Китае идет вторая волна оснащения зарядными станциями, в Европе происходит то же самое. Многие страны объявили о глобальных планах инвестиций в эту отрасль.
В этом году, несмотря на кризис, в России отрасль тоже зашевелилась ― на нашем рынке появилось много интересантов и конкурентов. На наш относительно маленький рынок начали выходить крупные российские компании. Мы не понимаем, к чему это приведёт, и чувствуем тревогу по этому поводу. В России многое решается через GR и связи, но сейчас мы делаем один из лучших продуктов в стране; и надеемся, что качество и технологии будут нашим ключевым преимуществом. Посмотрим, что будет в следующем году.
Читайте историю компании «Яблочков» и смотрите интервью с Самвелов Аветисяном.