Недостаток развития и минусы первичной модели
Сегодня продуктовый подход часто появляется в организациях, в которых изменение бизнес-модели раньше было сложно представить.
До недавнего времени в ТюмГУ, как и в большинстве региональных университетов, студенты учились по классической модели «образовательной трубы» без учета индивидуальных потребностей и без возможности гибкого изменения учебной программы. Выпускники школ уезжали из Тюмени, снижалось количество специалистов, уровень контингента. Если коротко - ситуация устойчивого падения и полное отсутствие дополнительного финансирования.
Все стало меняться в 2015 году с приходом нового ректора. Тогда его амбиции и поддержка региона помогли ТюмГУ разработать новую программу развития, защитить её и стать участником проекта министерства по повышению конкурентоспособности российских университетов. Конкурентами стали не привычные городские университеты, как это всегда было раньше, а одни из лучших университетов страны — ВШЭ, МФТИ, СПбПУ, НГУ, КФУ и УрФУ.
Анализ этих мощных игроков российского академического рынка показал, что вывести университет на хороший уровень могут только новые амбициозные проекты. По всем начальным меркам ТюмГУ проигрывал другим. Нужно было сразу приступить к действиям, университету нужен был мощный и заметный прорыв, быстрый и с использованием текущих человеческих ресурсов. С нашим заделом это возможно было сделать только в образовании.
Первые маленькие победы стал приносить как раз продуктовый подход — выстраивание работы с фокусом на создание продуктов, максимально эффективно удовлетворяющих потребности клиентов. В ситуации, когда образовательные программы и преподавательский состав не менялись годами, а студенты привыкли, что «преподаватель всегда прав», внедрить изменения продукта — лучшее решение.
Начало изменений: персонализация обучения
Запустить трансформацию поэтапно помогла персонализация. Если раньше основной целью студентов был диплом о высшем образовании, то с изменением образовательного процесса их фокус сместился в сторону получения знаний и саморазвития.
Чтобы выявить реальные потребности студентов, было проведено несколько опросов, на основании которых сформулировали ценностные сдвиги потребителей образовательных продуктов. Это было необходимо, так как потребитель образования и среда изменились, а образовательные продукты остались теми же, что были в девяностые годы. Вот, что ждут от образования современные студенты:
- индивидуальный подход;
- обучение через проекты, развитие современных компетенций;
- возможность адаптации образовательной программы под студента;
- «Открытый» университет, мобильность ведущих преподавателей;
- высокая репутация университета.
Чтобы реализовать все их желания, нужно было менять продукт.
Новая бизнес-модель
В начале реализации проекта было около 80 направлений подготовки. Так как создать 80 новых продуктов было нерационально, учебный план был изменен таким образом, чтобы студенты могли сами выбирать курсы в зависимости от своих интересов. Это позволило почти вдвое сократить количество направлений и легко ввести в учебный процесс курсы и стажировки от партнерских организаций и компаний, которые позволяют студентам реализовать себя.
Сделать это позволили 4 основных элемента бизнес-модели:
— Принципиальная модель университета. Мы сознательно отказались от стандартных академических групп. Студенты учатся в смешанных группах и могут выбирать не только дисциплины, но и преподавателей. В среднем, каждый из них за 4 года бакалавриата учится в 13 разных группах с различными людьми. Такое разделение помогает не только подобрать индивидуальный план, но и познакомиться с большим количеством людей разных направлений подготовки.
— Модель бизнес-процессов. Это типичная Business model Canvas. Для всех целевых групп были разработаны новые ценностные предложения и свой язык коммуникации. Основная аудитория - студенты, их родители и компании-партнеры. Кроме этого, изменились и источники получения доходов: появились дополнительные гранты и консалтинг, который занимается работой с другими университетами по трансформации их образовательных моделей.
— Платформа управления образовательным процессом MODEUS (SAAS). Чтобы технически воплотить планы в жизнь,крупная IT-компания. разработала для Университета специальную модель для функционирования цифрового пространства. Это пространство изменило систему управления университетом — вместо более 10 учебных частей был создан единый деканат для решения практически всех вопросов, центр управления расписанием, введено тьюторское сопровождение студентов.
— Сбор и обработка обратной связи. Внедрение новых продуктов требует постоянного общения с потребителями - студентами и преподавателями. Коммуникационные сессии, проектно-аналитические сессии, рабочие группы, простые опросы, интервьюирование помогли нам улучшить кампус и окончательно преобразователь весь учебный процесс.
Результаты внедрения продуктового подхода
Такие изменения бизнес-модели позволили добиться значительных результатов. Вот основные из них:
- более 10 тыс. студентов обучаются по новой модели, у 86% из них есть индивидуальный учебный план;
- на 34% сократилось количество переходов в другие университеты;
- почти на 30% увеличился уровень контингента;
- на 13 пунктов увеличился средний проходной балл ЕГЭ у выпускников школ;
- увеличилась доля иностранных студентов за счет элективов на английском языке;
- в два раза увеличился объем финансового обеспечения, в настоящий момент бюджет развития университета составляет 1 млрд 200 тыс.
Проект по трансформации классического университета в образовательное учреждение нового формата был придуман и проработан Таисией в рамках обучения на дипломной программе по цифровой трансформации - Chief Digital Transformation Officer.
Этот проект, в свою очередь, рассматривается как успешный кейс трансформации бизнес-модели и внедрения продуктового подхода студентами другой цифровой программы школы Product Management Executive Program PMEP - совместная программа школы управления СКОЛКОВО и Яндекс Практикума для будущих СPO.
На программе вы узнаете, как трансформировать идеи в конкретные продукты, как найти новые рынки, клиентов и деньги и в конечно счете, удержать позиции на рынке.