02 июня 2022
Статья

Как продуктовый подход помог создать новое образовательное пространство будущего

Руководитель программы развития ТюмГУ Таисья Погодаева на примере трансформации университета рассказала, как тестирование новых продуктов повышает эффективность организации.
Как продуктовый подход помог создать новое образовательное пространство будущего

Недостаток развития и минусы первичной модели 

Сегодня продуктовый подход часто появляется в организациях, в которых изменение бизнес-модели раньше было сложно представить. 

До недавнего времени в ТюмГУ, как и в большинстве региональных университетов, студенты учились по классической модели «образовательной трубы» без учета индивидуальных потребностей и без возможности гибкого изменения учебной программы. Выпускники школ уезжали из Тюмени, снижалось количество специалистов, уровень контингента. Если коротко - ситуация устойчивого падения и полное отсутствие дополнительного финансирования.

Все стало меняться в 2015 году с приходом нового ректора. Тогда его амбиции и поддержка региона помогли ТюмГУ разработать новую программу развития, защитить её и стать участником проекта министерства по повышению конкурентоспособности российских университетов. Конкурентами стали не привычные городские университеты, как это всегда было раньше, а одни из лучших университетов страны — ВШЭ, МФТИ, СПбПУ, НГУ, КФУ и УрФУ.

Анализ этих мощных игроков российского академического рынка показал, что вывести университет на хороший уровень могут только новые амбициозные проекты. По всем начальным меркам ТюмГУ проигрывал другим. Нужно было сразу приступить к действиям, университету нужен был мощный и заметный прорыв, быстрый и с использованием текущих человеческих ресурсов. С нашим заделом это возможно было сделать только в образовании.

Первые маленькие победы стал приносить как раз продуктовый подход — выстраивание работы с фокусом на создание продуктов, максимально эффективно удовлетворяющих потребности клиентов. В ситуации, когда образовательные программы и преподавательский состав не менялись годами, а студенты привыкли, что «преподаватель всегда прав», внедрить изменения продукта — лучшее решение. 

Начало изменений: персонализация обучения 

Запустить трансформацию поэтапно помогла персонализация. Если раньше основной целью студентов был диплом о высшем образовании, то с изменением образовательного процесса их фокус сместился в сторону получения знаний и саморазвития. 

Чтобы выявить реальные потребности студентов, было проведено несколько опросов, на основании которых сформулировали ценностные сдвиги потребителей образовательных продуктов. Это было необходимо, так как потребитель образования и среда изменились, а образовательные продукты остались теми же, что были в девяностые годы. Вот, что ждут от образования современные студенты:

  • индивидуальный подход;  
  • обучение через проекты, развитие современных компетенций;
  • возможность адаптации образовательной программы под студента;
  • «Открытый» университет, мобильность ведущих преподавателей; 
  • высокая репутация университета. 

Чтобы реализовать все их желания, нужно было менять продукт.

Новая бизнес-модель

В начале реализации проекта было около 80 направлений подготовки. Так как создать 80 новых продуктов было нерационально, учебный план был изменен таким образом, чтобы студенты могли сами выбирать курсы в зависимости от своих интересов. Это позволило почти вдвое сократить количество направлений и легко ввести в учебный процесс курсы и стажировки от партнерских организаций и компаний, которые позволяют студентам реализовать себя. 

Сделать это позволили 4 основных элемента бизнес-модели: 

Принципиальная модель университета. Мы сознательно отказались от стандартных академических групп. Студенты учатся в смешанных группах и могут выбирать не только дисциплины, но и преподавателей. В среднем, каждый из них за 4 года бакалавриата учится в 13 разных группах с различными людьми. Такое разделение помогает не только подобрать индивидуальный план, но и познакомиться с большим количеством людей разных направлений подготовки. 

Модель бизнес-процессов. Это типичная Business model Canvas. Для всех целевых групп были разработаны новые ценностные предложения и свой язык коммуникации. Основная аудитория - студенты, их родители и компании-партнеры. Кроме этого, изменились и источники получения доходов: появились дополнительные гранты и консалтинг, который занимается работой с другими университетами по трансформации их образовательных моделей. 

Платформа управления образовательным процессом MODEUS (SAAS). Чтобы технически воплотить планы в жизнь,крупная IT-компания. разработала для Университета специальную модель для функционирования цифрового пространства. Это пространство изменило систему управления университетом — вместо более 10 учебных частей был создан единый деканат для решения практически всех вопросов, центр управления расписанием, введено тьюторское сопровождение студентов. 

— Сбор и обработка обратной связи. Внедрение новых продуктов требует постоянного общения с потребителями - студентами и преподавателями. Коммуникационные сессии, проектно-аналитические сессии, рабочие группы, простые опросы, интервьюирование помогли нам улучшить кампус и окончательно преобразователь весь учебный процесс.

Результаты внедрения продуктового подхода

Такие изменения бизнес-модели позволили добиться значительных результатов. Вот основные из них: 

  • более 10 тыс. студентов обучаются по новой модели, у 86% из них есть индивидуальный учебный план; 
  • на 34% сократилось количество переходов в другие университеты; 
  • почти на 30% увеличился уровень контингента; 
  • на 13 пунктов увеличился средний проходной балл ЕГЭ у выпускников школ; 
  • увеличилась доля иностранных студентов за счет элективов на английском языке; 
  • в два раза увеличился объем финансового обеспечения, в настоящий момент бюджет развития университета составляет 1 млрд 200 тыс. 

Проект по трансформации классического университета в образовательное учреждение нового формата был придуман и проработан Таисией в рамках обучения на дипломной программе по цифровой трансформации - Chief Digital Transformation Officer.

Этот проект, в свою очередь, рассматривается как успешный кейс трансформации бизнес-модели и внедрения продуктового подхода студентами другой цифровой программы школы Product Management Executive Program PMEP - совместная программа школы управления СКОЛКОВО и Яндекс Практикума для будущих СPO.

На программе вы узнаете, как трансформировать идеи в конкретные продукты, как найти новые рынки, клиентов и деньги и в конечно счете, удержать позиции на рынке.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie