18 января 2022
Статья

Как превратить процесс найма сотрудника в увлекательную игру

Процесс найма сотрудника на интеллектуальную вакансию отнимает много сил и времени и у кандидата, и у компании. Стартап выпускника СКОЛКОВО берется помочь обеим сторонам с помощью видеоигры. О преимуществах такого подхода рассказал основатель и CEО Emplay.ai Виктор Бобров, выпускник второго потока программы MOOVE by SKOLKOVO x MTS.
Как превратить процесс найма сотрудника в увлекательную игру
Источник: Pascal Swier on Unsplash

Основатели Emplay.ai побывали и в роли тех, кого нанимают, и тех, кто нанимает. Их опыт показал, что нанять хорошего специалиста сложно, как и найти хорошую работу.

«Давайте посмотрим глазами кандидата. Ты получил хорошее образование и идешь работать умную работу, а на входе тебя встречает тест: посчитай на скорость, почитай на скорость. Это полезные навыки, но в современном мире не самые важные, на мой взгляд. Можно считать не так быстро, но при этом креативно мыслить и хорошо структурировать. Меня и мое окружение эта история всегда демотивировала», — говорит Виктор Бобров.

Недавно стартап стал резидентом фонда «Сколково», а до этого выиграл грант на несколько тысяч долларов от Amazon на Amazon Web Services — он предоставляет разные услуги по серверам и всему с ними сопряженному. 

В проекте три сооснователя: Виктор Бобров, Антон Горький и Сергей Мельчугов. Виктор и Антон прошли обучение по программе MOOVE by SKOLKOVO x MTS, где и начали развивать проект Emplay.ai. 

«СКОЛКОВО в первую очередь про людей. Я состою в разных комьюнити и СКОЛКОВО — одно из самых теплых. Среди этих людей я встретил и крутых партнеров, и мудрых учителей, в том числе тех, кто помог мне прокачать предпринимательское мышление и научиться иногда выключать свою излишнюю структурность», — делится Виктор Бобров.

«Игры — это мощный инструмент»

В процессе общения с рынком быстро стало понятно, что качественных кандидатов на интеллектуальные позиции, особенно в IT, не хватает: спрос на них сильно выше, чем предложение. Хорошие кандидаты все более избирательны: чем выше квалификация, тем менее охотно соискатель будет решать скучный тест, предложенный ему на этапе собеседования. 

Таким образом, наметились две большие проблемы: сложно привлечь хороших кандидатов и сложно их оценить. 

«В детстве я очень много играл в компьютерные стратегии. Мне нужно было постоянно анализировать ситуацию, делать выводы, строить стратегию, принимать решения, адаптироваться к новым условиям, экспериментировать. На мой взгляд, это очень похоже на любую интеллектуальную работу, в том числе работу продакта или аналитика. Я подумал, что игры — это мощный инструмент для анализа поведения. Они дают возможность моделировать любой процесс и наблюдать за каждым действием игрока. А еще это интересно и увлекательно. Как аналитик, я начал изучать научные статьи и нашел ряд исследований, в которых игры помогали и оценивать интеллектуальные способности, и развивать их». 

Одно из определений игр — «системы, в которых люди добровольно сталкиваются со сложностями». Некоторые игры дают свободу проявить себя в решении сложной задачи, поэтому они так нравятся игрокам. Основатели Emplay.ai верят, что интересная игра может стать инструментом отбора и сама по себе привлекать талантливых кандидатов. Это отличный способ проявить себя, который при этом позволит всем сэкономить время. 

Дизайнер тоже аналитик 

До собеседования кандидату предлагают пройти игру, затем система анализирует десятки метрик на основе его игрового поведения и оценивает образ мышления, особенности личности и интеллектуальные способности. Таким образом, еще с самого начала можно понять, насколько кандидат и работодатель подходят друг другу, и сэкономить время каждому участнику.

Сейчас игра занимает 30 минут, из них несколько минут уходит на обучение, а 25 минут остаются для непрерывной игры в режиме реального времени. В игре не существует «правильной» стратегии, вместо нее —10 в 47 степени вариантов, как можно решать задачу. Это дает больше возможностей проявить себя, найти свой собственный подход и раскрыть свою уникальность.

Создатели игры исходят из того, что важно оценить потенциал кандидата, особенности личности и мышления. В мире, который быстро меняется, важны не столько имеющиеся навыки, но то, как быстро специалист сможет адаптироваться и освоить новое. В перспективе подобный продукт сможет оценивать и hard skills.

Нынешняя версия игры может оценивать представителей любых интеллектуальных профессий, где важно проявлять аналитические навыки, экспериментировать, искать нестандартные решения, обучаться, принимать решения, — аналитиков, разработчиков, маркетологов, дизайнеров и не только. Создатели уверены, что любая интеллектуальная вакансия требует комплексного подхода. 

Продукт Emplay.ai имеет B2B-решение, которое компания интегрирует в свой процесс найма, и B2C-платформу для кандидатов. Кандидат может зайти на платформу, поиграть и попасть на собеседование в топовые компании. Компания-работодатель получит результаты прохождения игры кандидатом, причем только та, которую выберет он сам. Кандидат также получит рекомендации, над какими навыками стоит поработать.

На платформе кандидат по желанию заполняет профиль, где отвечает на вопросы о себе и своем опыте. В результате получается готовое резюме, которое вскоре можно будет скачать в PDF.

Задача бизнес-лида — найти лучшего из лучших 

Регулярное общение с компаниями помогает лучше понять, как у них устроен процесс найма. В начале работы проект ориентировался на бизнес-лидов, задача которых состоит в том, чтобы найти лучшего из лучших и как можно быстрее, при этом минимально отвлекаясь от работы. 

У HR-менеджеров более широкая задача: им важно построить процесс, который позволит регулярно закрывать все потребности бизнеса в талантах. И успех здесь во многом зависит от HR-бренда организации. Многие компании делают инновационные продукты, у них сильные команды, но кандидаты об этом не знают, потому что у компании не сформирован HR-бренд.

Задача стартапа в том числе состоит в том, чтобы помочь компаниям показать свою инновационность на первом этапе знакомства с кандидатом через современный и увлекательный процесс отбора. Это позволит развить HR-бренд и привлекать больше талантливых кандидатов. 

Рынок, клиенты, конкуренты

В России у проекта есть 100 потенциальных клиентов в противовес тысячам компаний на американском и европейском рынках, которые в том числе дадут выход на весь мир. Парадокс российского рынка состоит в том, что отечественная компания в большинстве случаев предпочтет работать с американской, нежели чем с российской. В Америке и Европе есть тысячи компаний, которые могут заинтересоваться продуктом, а также в перспективе позволят выйти на глобальный рынок. В сфере цифровой оценки кандидатов уже работают проекты с игровыми механиками: WehireAI, Owiwi, Imbellus, Pymetrics. Pymetrics более 10 лет на рынке, работает с Unilever и JP Morgan, привлек более $50 млн инвестиций. McKinsey при отборе бизнес-аналитиков использует решение компании Imbellus в области digital assessment. Но решения этих компаний — это в большей степени геймифицированные тесты с простыми механиками. 

«Мы преимущественно конкурируем со стандартным процессом рекрутинга, чем между собой. У нас общая цель — развивать процесс найма, используя потрясающие возможности игровых механик. Успешные конкуренты — это круто. Это значит, что есть рынок, что люди готовы платить за решение проблемы. Как минимум я благодарен конкурентам за то, что они уже проверили за нас какие-то гипотезы, и мы сможем сделать следующий шаг. А потом на нашем опыте кто-то сделает следующий шаг. Так и развиваются сложные технологии», — рассказывает Виктор.

«Если стартапу не нужны деньги, с ним что-то не так»

В России привлечь деньги на стадии идеи сложно. К тому же российский рынок меньше, поэтому одну и ту же компанию в нашей стране оценят в несколько раз ниже, чем в Штатах или Европе. Если у стартапа международные амбиции, а его конкуренты сразу стартуют на развитом рынке, они получат больше ресурсов и будут расти быстрее. Один проект будет развиваться на $100 тысяч, а другой — на $1,5 млн. Кто через год покажет больший результат? 

Именно поэтому Emplay.ai пока не начинал искать инвестиции и развивается на энтузиазме его основателей. Это непросто, потому что продукт технически сложный: собственная игра, веб-приложение, AI, научные эксперименты. Но команда проекта уже закончила первую версию и готовится к пилотам, а вскоре начнет собирать раунд.

Виктор говорит: «Если стартапу не нужны деньги, с ним что-то не так. Мы не исключение. Бэклог разрывается от идей и гипотез, а чем больше ресурсов — тем быстрее их можно проверять. Но инвестиции — это не просто „деньги в моменте“, это долгосрочное партнерство, поэтому мы хотели бы привлекать только „умные“ деньги. В обмен на ресурсы ты отдаешь долю в компании, но вместе с хорошим инвестором больше шансов построить успешную компанию».

Нужно стремиться видеть общую картину

«Я люблю структурировать и подходить ко всему системно. Наверное, это свойственно большинству людей с аналитическим мышлением. Но предпринимателю иногда эффективнее действовать более импульсивно и „срывать низко висящие фрукты“. Например, продукт готов к запуску, нужен маркетинг. Можно продумать все на 5 шагов вперед: выделить сегменты аудитории, определить стратегию коммуникации по всем возможным каналам и так далее.

Нужно стремиться к тому, чтобы быть быстрыми и гибкими, но в то же время важно видеть общую картинку. Я все еще ищу свой баланс между системностью и скоростью проверки гипотез», — делится Виктор.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie