В 2000 году я окончил фармацевтический факультет Московской медицинской академии им. Сеченова. В том же году был открыт первый аптечный киоск в сети Неофарм. До 2013 года компания развивалась умеренными темпами, но за эти годы поступательно мы достигли оборота 2,5 млрд руб в год.
До 2011-2012 гг фармацевтический рынок рос очень хорошими темпами, почти каждый год двузначными цифрами. Плюс к этому фармацевтическая розница была в основном несетевой и слабо организованной, поэтому аптечным сетям, нацеленным на развитие, не составляло особого труда развиваться и прирастать новыми точками продаж. Но ситуация довольно быстро поменялась, когда начали агрессивно развиваться аптеки с низкими ценами на лекарства. Многие покупатели хотели сэкономить и начали переключать свое внимание с традиционных аптек на аптеки-дискаунтеры. Довольно быстро конкуренция на рынке обострилась, и сравнивая результаты продаж по сопоставимым аптекам за предыдущий год, я понял, что мы катастрофически теряем своих клиентов. Если бы в тот момент мы не приняли кардинальное решение открыть принципиально другой формат аптек под новой торговой маркой и другим позиционированием, я уверен, что последствия для компании могли бы стать драматическими.
Так в августе 2013 появилась первая социальная аптека «Столички». Это был жесткий дискаунтер с очень низкими ценами. Я математически рассчитал, с какой минимальной наценкой аптека может при большом обороте выходить хотя бы на небольшой «плюс».
После этого мы разделили аптечную сеть на две торговых марки. «Неофарм» — это «средний плюс», эти аптеки мы открываем на определенных направлениях: Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, Рублёвское шоссе, торговые центры, Остоженка, Ордынка, Сретенка, Большая Дмитровка. Как правило, само место работает на раскрутку этих аптек, в них ходят люди с хорошей покупательской способностью, которым не так важно сэкономить на лекарствах, а важно иметь возможность хорошего выбора, неспешной профессиональной консультации в красивой просторной аптеке в удобном месте. Причем хочу отметить, что уровень цен среди аптек такого класса в Неофарме наиболее доступный. А вот вторая аптечная сеть Столички — для людей, которые не любят переплачивать. Мы создали удобные условия, когда приходишь в хорошую, чистую аптеку с гарантированным качеством препаратов, и можешь приобрести лекарства по наиболее доступной цене.
«Столички» — это фантазийное слово
Как-то однажды я услышал слово «Столички», которое было адресовано государственной аптечной сети ГУП «Столичные аптеки, потом поймал себя на мысли, что и сам их так называю. Название мне показалось приятным на слух и как раз тем словом, которое может использоваться для обозначения сети аптек социальной направленности. Я взял его на карандаш, в 2010 году мы подали заявку в Роспатент и в 2011 году зарегистрировали товарный знак. Когда пришел переломный для нас 2013 год, мы взяли его с «полочки» и запустили. Дальше нам пришла в голову идея: как было бы замечательно, если бы тот самый знаменитый Игорь Леонидович Кириллов (советский и российский телеведущий, диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР, актер, народный артист СССР — прим. ред.) проинформировал население о новой аптечной сети. Нашли его телефон, дозвонились, познакомились. Сейчас ездим друг к другу на чай, дружим. Супруга Игоря Леонидовича Татьяна превосходный кулинар и периодически балует сотрудников нашего офиса своей вкуснейшей выпечкой. В этом году Игорю Леонидовичу 14 сентября исполнилось 85 лет. Лично для меня Игорь Леонидович человек-эпоха и олицетворение всего доброго и хорошего, что было в Советском Союзе.
Заниматься бизнесом — это очень интересно
В нашем коллективе работает более трех тысяч человек, и они получают белую зарплату, вовремя уходят в отпуск и с уверенностью думают о завтрашнем дне. При этом они приходят на работу с удовольствием, их никто не третирует, у нас есть обучающий центр, вебинары, — много всяких разных штук для саморазвития. Это же здорово! Кстати, по итогам 2016 года стали самой быстрорастущей торговой сетью в России.
Чем больше становится компания, тем больше возникает средств и возможностей для решения глобальных задач. У нас столько разных идей, и мы пытаемся воплощать их в жизнь. Мы сами создаем слоганы, рисуем плакаты. «Чтоб сэкономить, возьмите в привычку делать покупки в аптеках “Столички”», — мы сами придумали.
Может быть, что-то мы сделали не так профессионально, как можно было бы сделать в агентстве, но зато у нас есть искренность и, надеюсь, наши покупатели это чувствуют.
Примерно в это же время, в 2013 году, я поступил на Executive MBA в СКОЛКОВО. Первый модуль вел Кит Гудалл. Я сидел днями и ночами, делал домашнее задание, писал новую стратегию для компании по 7S McKinsey, Попытался сделать самостоятельно то, что обычно делается с привлечением специалистов из именитых консалтинговых агентств. Получил high-pass и стал внедрять. На каждом модуле я учился развивать и продвигать сеть «Столички» — на модуле по стратегическому маркетингу я писал долгосрочную стратегию продвижения сети, на операционном менеджменте выстраивал модель так, чтобы с наименьшими затратами мы могли отпускать больше лекарственных препаратов и так далее.
В 2013 году у компании был оборот 2,5 млрд рублей, а за 2017 год мы превысим 25 млрд рублей. Предполагаю, что это крутой прорыв. И самое главное, что есть четкая, понятная поступательная стратегия развития компании. Ведь нельзя взять и прыгнуть, условно, из 2,5 млрд в 250 млрд. Сейчас я поставил перед собой амбициозные цели на ближайшие 7–10 лет. И есть понимание, что для этого нужно делать.
Я скажу такую банальную вещь: не нужно изобретать велосипед
Политики должны учить историю, чтобы не допускать ошибок, так и предприниматели должны получать хорошее бизнес-образование, чтобы не делать тех ошибок, которые уже допустили другие. С хорошим бизнес-образованием всегда гораздо легче прогнозировать свое будущее. Оно не даст вам гарантированно изобрести что-то такое, что сделает вас известным во всем мире, — этого добиваются единицы. Бизнес-образование дает инструменты для спокойного и поэтапного развития своей компании.
У меня есть близкий друг, Дмитрий Руцкой, с которым мы дружим уже 12 лет. В тот день, когда мы договорились идти учиться, у Дмитрия родился сын. Мы отмечали это радостное событие в кругу друзей, среди которых был и выпускник Сколково ЕМБА Сергей Фролов. Сергей так убедительно рассказал нам об уникальной атмосфере Сколково, что мы пожали друг другу руки и дали слово поступить на программу ЕМБА. А раз дали слово, то его нужно держать. Всегда с улыбкой вспоминаем обстоятельства при принятии такого ответственного решения. Уверен, что СКОЛКОВО действительно меняет жизнь в лучшую сторону. При этом, помимо бизнес-связей, ты обретаешь друзей. Мне кажется, это очень важно.
Мы закончили учебу в 2015 году. Был небольшой перерыв, потом я окончил в СКОЛКОВО Академию коммуникаций и сразу же после пошел на Практикум.
Мне запомнился Моти Кристалл и его практика ведения переговоров. СКОЛКОВО стремится собрать настоящих звезд, и у школы это действительно получается.
Зарубежные поездки были очень яркими. Вспомнить и Шанхай, и США. В Штатах я четко для себя уяснил, что я уже точно не стартапер, но пока еще и не инвестор, поэтому после возвращения с удвоенной силой продолжил дальше развивать свою компанию.
В Китае было очень интересно. Одно дело, когда ты туристом приезжаешь, и другое дело, когда пытаешься погрузиться в то, что там происходит. Китайцы — они вообще закрытые ребята. Мы ездили на предприятие Fosun Pharma, нас встречали на очень высоком уровне — было несколько вице-президентов компании. Но то, что они нам показывали, их исследовательские лаборатории... У меня такое ощущение, что они сделали для посетителей специальный музей, чтобы никто вдруг не увидел ничего из их действующего предприятия.
Не скажу, что я начал усиленно заниматься спортом, но точно больше внимания уделяю здоровому образу жизни. За время обучения я женился, у нас родилась дочь. Конечно моя жизнь принципиально изменилась. Не знаю, насколько на это повлияло СКОЛКОВО, но то, что повлияло положительно,- это однозначно.
Чем больше людей придет учиться в СКОЛКОВО, тем лучше будет всем нам, поверьте. Потому что люди, как правило, выходят отсюда, в хорошем смысле, другими.