Программист-предприниматель
Свои первые компьютерные программы Давид начал создавать еще в школе. «Не я выбрал направление для бизнеса, это оно выбрало меня. В 2007 году я увлекся программированием. Причем интересовался не столько техническим аспектом — мне больше нравилось, когда получалось создать работающий продукт», — вспоминает он. И хотя образование Давид получил юридическое — последовал примеру отца, — работа с кодом всегда оставалась любимым занятием.
Свои наработки он размещал в интернете и быстро получал обратную связь от пользователей, которые заодно подсказывали, какие еще улучшения можно внести. Так в 2012 году появились два первых масштабных проекта Давида, которые принесли ценный предпринимательский опыт.
Сначала Давид и его партнер запустили приложение SMSNinja для блокирования нежелательных звонков и SMS. Оно быстро заняло верхушки нескольких рейтингов. А вот следующий проект предпринимателя под названием Paprika, в котором пользователи сами генерировали контент за небольшое вознаграждение, не оправдал ожидания создателя. В Paprika появился целый пласт пользователей, которые хотели заработать и стремились к этому достаточно агрессивно.
Однако именно Paprika подала Давиду идею, на основе которой в 2013 году возник сервис Appbooster, помогающий продвижению новых мобильных приложений. Появившись на волне роста мобильной индустрии, Appbooster успешно развивался: он привлекал российских и зарубежных клиентов, собрал команду из 100 специалистов, которая провела несколько сотен рекламных компаний. «Проект показывал стабильный, хороший рост — но не трехкратный», — вспоминает предприниматель.
Занимательная микробиология
В Самаре, где жил Давид, не было предпринимательского сообщества, с которым можно было обмениваться опытом, вместе искать ответы на вопросы. «Я понял, что мне не хватает поддержки единомышленников, конструктивного общения с такими же предпринимателями, как я», — вспоминает он о том, как решил поехать в Москву и поступить на программу «СКОЛКОВО Практикум».
«Еще в первый день занятий в рабочей тетради я сформулировал такой запрос: „Изменить мышление, расширить картину мира, приобрести новые эффективные интеллектуальные модели поведения, научиться мыслить категориями бизнес-моделей, найти новые возможности и реализовать их“. И все цели, которые я поставил, были реализованы».
Один из образовательных режимов программы под руководством Геннадия Станкевича, посвященный работе над построением личностного трека, натолкнул практиканта на мысль поработать с темой well-being. К тому моменту Давид уже 6 лет экспериментировал со своим рационом, следил за тем, как питание влияет на самочувствие и продуктивность. Во время обучения на программе «Практикум» он стал погружаться в теорию по этой теме, изучал исследования, общался с экспертами.
«И так получилось, что накануне финальной встречи с выпускниками и экспертами я буквально за несколько часов собрал новый проект. До этого показывал на наших внутренних бордах в группах один материал, а на экспертизу вышел уже с совершенно другим, — рассказывает он. — Думаю, этому способствовала работа над личной предпринимательской стратегией: я почувствовал, что готов к запуску нового проекта».
Новое решение на старом рынке
В основе большинства продуктов категории well-being лежит принцип, который самому Давиду не импонирует: ограничения и диеты. Пользователям предлагают либо заменить одни продукты другими, либо в целом снизить объем потребляемой пищи, чтобы уменьшить количество калорий в день. Немаловажно, что у человека могут быть медицинские противопоказания к таким рекомендациям, причем серьезные.
Проект, который разработал Блбулян, помогает решить задачу коррекции веса и перехода к здоровому питанию и образу жизни в целом без задействования силы воли и жестких самоограничений. Он предлагает работать с микробиотой — системой, включающей все микроорганизмы, обитающие в человеческом теле. «Это некий командный центр, или эквалайзер, через который можно менять какие-то аспекты деятельности организма — начиная с качества сна и заканчивая энергичностью в течение дня. Неслучайно во многих источниках микробиоту называют вторым, а кто-то даже первым, мозгом», — отмечает предприниматель.
Выход в бордовый океан
Проект опирается сразу на несколько сильных трендов: возрастающий интерес к здоровью микробиоты, развитие холистического подхода в медицине (перехода от лечения отдельных частей тела и симптомов к целостному представлению о здоровье) и осознание роли микробиоты в вопросах регуляции веса.
Действительно, человечество изучало кишечную флору десятилетиями, но лишь в последние 10-15 лет исследователи перестали делать акцент исключительно на инфекционных заболеваниях кишечника и стали рассматривать микробиоту как источник новых методов терапии. В период с 2013 по 2017 год количество научных публикаций, посвященных микробиоте кишечника, составило почти 13 тысяч — это 80 % от общего числа публикаций по теме за последние 40 лет.
Сейчас команда Давида дорабатывает прототип приложения и технологию, лежащую в его основе, а также проводит эксперименты, чтобы подтвердить работоспособность концепции. «Конкуренция в этой нише колоссальная, это даже не красный океан, а бордовый. Там супердорогой трафик, и все эксперименты обходятся очень дорого. Но поскольку мы все-таки делаем не очередное приложение с диетами или калькулятор калорий, я рассчитываю, что мы сможем занять свою долю рынка», — говорит Давид.
Тактика и стратегия
Пока Давид совмещает работу над старыми и новым проектами. Но не исключает, что если новый сервис будет динамично развиваться, в дальнейшем передаст управление им своим партнерам.
Благодаря обучению в Школе управления СКОЛКОВО у практиканта сложилось четкое понимание, как не допустить прежних ошибок при реализации свежей идеи.
Первый урок, который извлек предприниматель, — нужно уметь подниматься над рутинной операционной деятельностью, создавать систему управления, при которой есть возможность заниматься развитием бизнеса, поиском принципиально новых сценариев развития. Второй — не допускать рассинхронизации в понимании стратегии между менеджментом и реализующей ее операционной командой.
Кроме того, признается Давид, обучение на программе помогло ему структурировать свои управленческие знания: «Многое в бизнесе было сделано на интуиции, а на „Практикуме“ все встало на свои места, обрело форму». А курс Александра Тильдикова помог скорректировать «отношение к цифрам». Проведенная после окончания „Практикума“ сегментация клиентов и концентрация усилий команды на растущих категориях позволила Appbooster вырасти за 2021 год почти в 2 раза.
«Если говорить на близком мне компьютерном языке, то „Практикум“ — это как классный патч к программному обеспечению. Он меняет все: влияет то, как ты дальше принимаешь решения, общаешься с командой, приоритизируешь задачи, формулируешь концепции продуктов, — уверен Давид. — Например, я точно знаю, что у меня сложился новый подход к запуску проектов. Нет страха: я понимаю, что делать с нуля — это нормально. И намного проще, чем менять уже устоявшуюся структуру».