У меня несколько небольших бизнесов. Один из них — компания Flow Scooters по прокату, ремонту и тюнингу скутеров в аренду. Я начал его около года назад. Вскоре после запуска у меня появился сотрудник-партнер, который занимался починкой скутеров. Изначально он пришел ко мне как клиент, но после общения мы стали работать вместе, у нас завязались приятельские отношения. Прибыль делили пополам, работали на доверии. Но через пять месяцев он сначала забрал всю выручку, когда меня не было в городе, а еще через несколько месяцев сдал два скутера в ломбард и исчез с радаров. Я не могу вернуть их до сих пор.
Как распознать ненадежного сотрудника
Сначала все выглядело вполне пристойно, но теперь я понимаю, что тревожные звоночки были всегда: темная история на прошлой работе (через несколько месяцев после знакомства он рассказал, что нехорошо разошелся с предыдущим партнером, но никаких деталей я тогда выяснять не стал), невыполнение обещаний (думаю, что один раз это можно простить, но не более), обман, присвоение общей прибыли, наконец, воровство. Все это происходило постепенно, в течение нескольких месяцев, причем каждый раз сопровождалось ссылкой на сложные обстоятельства (нет денег, сломал ногу, что-то еще), а долг только рос.
Из этого опыта я сделал для себя четкий вывод: после 3-5 непонятных ситуаций надо расставаться, иначе можно начать сомневаться в себе и своей адекватности. Тем более что у меня перед глазами был яркий пример совсем другого отношения к работе. В тот месяц, когда меня не было в городе и механик присвоил мою прибыль себе, девушка-администратор даже без моего присутствия делала работу со 100 % отдачей, ежедневно отправляла мне отчеты. Я был очень доволен ее работой. Не последнюю роль в этом, как мне кажется, сыграло то, что мы были знакомы еще до начала сотрудничества и испытывали уважение друг к другу, я знал ее как ответственного человека. Взаимное уважение очень важно в коммуникации между людьми, тем более в рабочих отношениях.
Как работать с мотивацией
Сейчас я запускаю другой проект — POLI, рекламное решение для офлайн-ритейлеров с использованием машинного обучения. Идея пришла на программе MOOVE от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС, там же мы нашли партнера — собственно, МТС. Это новый уровень работы с командой, так как создание и продвижение высокотехнологичного решения требует от сотрудников особых компетенций и заменить таких специалистов непросто.
На проекте POLI я четко понял, что для эффективного управления командой нужно понять мотивацию каждого человека, чего он хочет, что нужно ему дать, чтобы он относился к проекту как к своему делу и при этом мог развиваться, оттачивать свои навыки. В нашей команде (все студенты МOOVE делятся на команды, каждая из которых ведет свой проект) изначально была очень конфликтная ситуация: мы в несколько заходов пытались проговорить это, но не задавали себе и друг другу правильные вопросы.
Это длилось до тех пор, пока один из членов команды не составил огромный список вопросов, на который ответил каждый из нас. Он понял, что ему не хватало более четкой структуры процессов, понимания, куда и зачем мы идем и что каждый из нас получит от этого проекта. Очень важно это проговорить: подобная открытость помогает строить партнерские отношения в команде. Изначально мы не понимали, что важно для этого проекта, делали акцент совсем не других вещах, мотивация была на нуле.
Что делать
Опыт создания компаний научил меня нескольким вещам:
- Нужно четко понимать, с кем ты работаешь, не доверять слепо первому впечатлению, брать рекомендации. Закреплять все отношения в письменном виде.
- Оставлять бизнес только на тех, в ком уверен. Если человек тебя уже подвел, не стоит надеяться, что он изменится и станет ответственнее. Нужно искать другого. Даже если кажется, что человек незаменим, стоит попробовать, и варианты всегда найдутся.
- При формировании команды важно понимать мотивацию каждого человека, почему он пришел к тебе, чего он ждет от проекта или компании? Если ему нужен опыт, а у тебя есть возможность помочь ему вырасти в профессии, помочь получить необходимые навыки, то такая стажировка выгодна обоим. Он получает опыт и рекомендации, ты — экономию и возможность в будущем вырастить профессионального лояльного сотрудника.
- Нужно создавать людям условия для развития. С одной стороны, подпитывать мотивацию, с другой — искать тех, кто изначально заряжен.
Читайте статью в первоисточнике: vc.ru