По данным исследования, в 2022 году каждый второй наемный сотрудник хотел бы работать в коворкинге или гибридном офисе хотя бы раз в неделю, а 70 % работников мечтают найти еще одно альтернативное место для работы вне дома или офиса. С одной стороны, у удаленного формата работы есть неоспоримые преимущества, с другой — работать дома оказалось сложнее, чем предполагалось, из-за большого количества отвлекающих факторов. Для компаний такие обстоятельства и пожелания сотрудников чреваты переплатами за простаивающий офис. Выпускники совместной программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО и МТС разработали стартап, который решает эту проблему.
«До программы у меня была постоянная работа и небольшая команда на фрилансе с рекламными заказами. Была цель открыть настоящий бизнес, но внутренне не хватало уверенности перейти на следующий уровень. MOOVE помогла сделать этот шаг, после нее у меня появилась твердая уверенность в своих силах и это реально помогло.
Во-первых, ты полностью начинаешь понимать, из чего состоит бизнес: продажи/маркетинг/бухгалтерия/финансы/стратегия/управление/найм/переговоры/общение/нетворкинг.
Во-вторых, каждую из этих частей ты сначала учишь с топовыми экспертами на курсе, а потом вместе с трекером и ментором отрабатываешь на своем проекте.
Что особенно важно, идет психологическая проработка проблем каждого студента, а внутреннее состояние предпринимателя — это постоянная борьба с самим собой», — рассказывает основатель сервиса «Офис на районе» Михаил Ларькин.
Угодить всем
На этапе разработки перед командой стояла задача удовлетворить запросы трех сторон:
- сотрудников, которые не хотят тратить время на дорогу до места работы;
- компаний, которые не хотят переплачивать за помещение;
- коворкингов, со стороны которых появился запрос на платформенное решение, сокращающее путь до клиента.
Идея стартаперов была беспроигрышной: благодаря проекту «Офис на районе», сотрудники смогут работать в комфортных условиях рядом с домом, не более 30 минут пешком. Компании по одному договору будут сотрудничать с десятками локаций в Москве и оплачивать только то время, когда рабочие места реально используются. Коворкинги же получат постоянный поток клиентов в лице сотрудников компаний.
Кто готов платить?
Сложности в разработке проекта появились тогда, когда начался поиск тех, кто готов платить за этот сервис. Казалось очевидным, что за организацию комфортных условий труда в компаниях отвечают специалисты по персоналу, значит, нужно обращаться к ним. Но дело в том, что в одних компаниях HR принимают решения и держат бюджет, а в других — нет, где-то эти обязанности выполняет офис-менеджер или директор, где-то работают 1-2 сотрудника, а где-то — целый отдел. Но даже когда удавалось выйти на лицо, принимающее решение по вопросам HR, продавать не получалось: за два месяца команде не удалось закрыть ни одну сделку.
«Есть стартапы нужные, но неприкольные, а есть прикольные, но ненужные. HR говорили, что мы делаем крутые штуки, но никто не подключался. Тогда мы решили, что наш стартап из разряда прикольных, но ненужных. Оказалось, мы ошиблись: просто изначально выбрали не ту ЦА и не давали то, что нужно», — рассказывает Ларькин.
Оказалось, что продукт оказался более интересен крупным корпорациям, которым нужно упростить процесс аренды мест в коворкингах для сотен и тысяч своих сотрудников, но занимаются этим вопросов вовсе не специалисты по персоналу. Еще одним препятствием стало отсутствие прототипа: команда решила сначала найти покупателей, а потом уже вкладываться в разработку, но все клиенты хотели сначала протестировать сервис.
Поиск решения
Тогда команда привлекла разработчика и за полтора месяца сделала работающий продукт: телеграм-бота, с помощью которого сотрудник может найти и забронировать подходящее место, активную базу данных площадок и админку для добавления коворкингов. Пока шла разработка, нашли 200 коворкингов и договорились сотрудничать с некоторыми из них.
Площадка работает по модели B2B2C: заключает с коворкингами договоры и продает абонементы компаниям. По расчетам «Офиса на районе», в таком случае затраты компании на офис сокращаются на 50-60 %.
«Офис на районе» существует уже полгода. За это время стартапу удалось договориться о сотрудничестве с 55 коворкингами, а среди клиентов есть одна из крупнейших строительных корпораций России.
«В СКОЛКОВО очень сильное окружение: кто-то делал зарубежные стартапы в 18 лет, кто-то организовывал международные переговоры на несколько десятков стран на 2м курсе университета, кто-то сильный продакт-менеджер в крупной IT-корпорации. Ты видишь, как они работают, как думают, что они делают в течение дня. Общаешься с другими, и приходит понимание, что ты можешь тоже, потому что знаешь, что нужно делать для достижения своих результатов», — делится Михаил.