16 сентября 2024
Статья

Татьяна Щербань о том, что такое «команда мечты» и как ее создать

Не бывает универсальных команд: возможность создать «команду мечты» напрямую зависит от ее целей и функционала. Какие есть подводные камни для нового лидера уже сложившегося коллектива и где искать толковых сотрудников? На вопросы о формировании команд ответила Татьяна Щербань, преподаватель-практик программы «СКОЛКОВО Практикум».
Татьяна Щербань о том, что такое «команда мечты» и как ее создать

Какие есть этапы формирования команды и нюансы каждого из них?

  1. «Ребенок» (форминг). У команды хорошее настроение, много идей, но мало конструктива. Все стараются показать себя с лучшей стороны, начинает вырабатываться собственный сленг. «Ребенок» в это время плохо слышит руководителя.
  2. «Подросток» (сторминг). Сомнение в руководстве, целях и каждой задаче; конфликты внутри команды, отрицание. Конструктива все еще мало, но отмазок много. «Подросток» замалчивает проблемы, постоянно ищет третейского судью, а неработающие технологии зачастую убирает «методом тыка».
  3. «Взрослый» (норминг). Все понимают, как что работает. В команде все умеют договариваться между собой и согласовывать решения с руководителем. Ссор почти нет, есть лишь небольшие помарки или недопонимания. «Взрослый» гибок и открыт новому.
  4. «Старик» (перформинг). Великолепный КПД на привычном функционале. Но команда не хочет нового и не дает вмешиваться в свой процесс. Использует слово «мы» как заслонку. «Старику» важнее сохранить свои процессы и отношения, чем достичь оптимального результата.

Что такое «ролевой портрет» команды?

У человека есть индивидуальный психологический портрет. А у команды есть свой — ролевой. Увидеть его можно с помощью модели доктора Белбина. Протестировав всех в команде по этой технологии, можно получить профиль, который наглядно покажет текущие роли и поможет грамотно их распределить.

Соотношение ролей в команде дает лучшее понимание ее потенциала: организационный, мотивационный, творческий, качественный. В команде мечты эти потенциалы сбалансированы относительно друг друга.

Как работать с командой, когда ее лидер приводит нового лидера?

Старому лидеру — никак. Полномочия на работу с командой переходят новому. Если вы продолжаете «рулить» своей старой командой, то зачем вам этот новый лидер?

Новому лидеру стоит помнить, что при формирования команд действует правило: изменение состава команды хотя бы на одно имя отбрасывает команду назад. Готовьтесь к задержкам по срокам и нехватке качества, к дискоммуникации, конфликтам. Увеличьте уровень поддержки — задавайте вопросы, много слушайте, хвалите, интересуйтесь мнениями. При этом не снижайте уровень директивности и частоту контроля процесса, а не только результата; контактируйте со всей командой одновременно; давайте много деталей при постановке целей и объясняйте причинно-следственные связи своих решений.

Какое соотношение возраста и гендера считается оптимальным в команде?

Такого соотношения нет.

Все зависит от функционала и целей, стоящих перед конкретной командой. Команда швей будет на 99% женской, а бригада шахтеров будет на 99% состоять из мужчин. То же самое с возрастами, особенно в условиях многолетней кадровой ямы и выхода на работу поколения Z.

Для примера можно посмотреть на ныне дефицитные специальности (например, сварщик или сантехник) — сильные специалисты будут из старших поколений. А команда разработчиков робототехники, наоборот, будет очень молодой по составу.

Я показываю экстримы для того, чтобы дать пищу для размышлений: не ищите идеальных соотношений и формул. Исходите из функционала — какой кадровый состав сможет оптимально внутри команды добиться в нем успеха?

Где искать толковых сотрудников кроме HH?

Если надо именно «толковых», то везде.

Если нужны «синие воротнички», обратитесь к бумажным носителям: газеты и объявления в районах, биржи труда.

Если готовы к молодым, неопытным, но толковым, надо наладить системную работу с профильными вузами и буквально «пастись» на выпускных курсах: выступать на мероприятиях, спонсировать свою кафедру, публиковать в локальных чатах студентов объявления, презентовать себя на днях карьеры.

Выступайте на конференциях, пишите статьи в модных для вашей индустрии каналах, сообщайте, что ищете таланты и призываете кандидатов оставить контакты. История с бонусами за «приведи друга» текущим сотрудникам, к слову, тоже всегда актуальна.

Как наладить конструктивный обмен мнениями?

Через искусство модерации. Модерация — это набор навыков, которым обязательно надо учиться, так как команда управляется через совещания. Модерация нужна везде, и эта роль обычно лежит на плечах руководителя. Так что не ждите, что кто-то еще будет модерить ваши митинги. Проще научиться самому. Это классный навык — управлять групповым сознанием!

Насколько критичны и нужны неформальные мероприятия для команды?

Весьма критичны. Например, команде в фазе «ребенка» эти мероприятия нужны для знакомства людей друг с другом лично.

В «подростковой» фазе — для провокации конфликта, если он не разрешился внутри делового процесса.

Для «взрослой» команды такие мероприятия особенно критичны. Именно здесь нужно культивировать традиции команды, праздновать успехи, горевать над неудачами, отмечать личные и национальные праздники. Это продлит «взрослую» фазу, а она — самая продуктивная.

В «старости» эти мероприятия регулирует уже сама команда, и задача руководителя там просто не мешать.


Еще больше про формирование команды вы узнаете на программе «СКОЛКОВО Практикум».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie