06 сентября 2024
Статья

Ксения Трифонова об эффективных приемах коммуникации в компании

Как доверять начальнику и можно ли безболезненно сообщить об увольнении? На вопросы о взаимодействиях первых лиц и сотрудников ответила Ксения Трифонова, директор по стратегическим коммуникациям и социальной ответственности Школы управления СКОЛКОВО.
Ксения Трифонова об эффективных приемах коммуникации в компании

Что делать, если между нами много «уровней» сотрудников и разговаривать напрямую по субординации не положено?

Если субординация в компании не позволяет общаться без формальных процедур, максимально используйте все доступные внутри компании официальные каналы.

Очень часто компании с такой организационной культурой оказываются заложниками совещаний: без возможности оперативно обсудить вопрос по телефону или в мессенджере люди собирают встречи. Это сильно снижает скорость принятия решений и сказывается на эффективности работы. 

Но есть и другой вариант. Зачастую многие совещания — это результат неправильно написанного делового письма. Если следовать простым правилам современной деловой переписки, этой крайности можно избежать.

В компании вроде горизонтальная структура, а на деле вертикаль. Так часто?

На практике действительно часто бывает так, что компании не могут быть полностью горизонтальными, в конце концов, у любой из них есть генеральный директор, то есть главное ответственное лицо. Эти особенности организационной структуры как раз и могут сглаживаться коммуникациями. Зачастую в таких компаниях развиты горизонтальные связи, и сотрудники соседних подразделений совместно вырабатывают решения по тем или иным вопросам перед запуском их на согласование в «вертикаль». 

Как наименее болезненно донести до коллектива, что многих придется уволить?

Такие сообщения никогда и никому не даются легко. Исследования говорят, что стресс от увольнения сопоставим по силе с тем, что испытывают люди во время развода. В такой ситуации руководитель, чтобы смягчить удар, должен «положить свою шкуру в игру» — обозначить, что и он тоже несет потери во имя благополучного разрешения ситуации в компании: отказывается от бонусов, дивидендов, сокращает себе зарплату и урезает административные расходы. 

Кроме того, важно в сообщении о грядущих сокращениях дать перспективу: сказать не только о выплатах и компенсациях, которые компания должна осуществить по закону, но и о готовности дать рекомендации, помочь с переобучением и обозначить готовность принять всех, кого приходится сокращать, обратно, как только ситуация исправится.

Как можно доверять человеку, которого в жизни не видел, хоть он и «первое лицо»?

Доверие — очень многогранная категория, и многие исследования посвящены тому, как оно строится. Безусловно, личный контакт и знакомство повышают уровень доверия. Например, именно в этом секрет успеха распространения любой (даже самой фантастической) информации по чатам соседей или родителей школьников. 

У каждого человека есть свои уникальные особенности восприятия получаемой информации, а следовательно, и доверие к людям каждый выстраивает по-своему. 

Но если все же обобщать, то чаще люди доверяют тем, кто четко выражает суть своего сообщения, может продемонстрировать компетентность в обсуждаемом вопросе, способен расположить к себе людей и проявить эмпатию; тем, кто говорит и действует последовательно, не противореча своим же словам.

Как выстроить здоровую атмосферу в маленькой компании?

Часто кажется, что в маленьких компаниях сложно организовать здоровую атмосферу из-за отсутствия четкой структуры и процессов, частых авралов и дефицита ресурсов. Но это не так. Атмосфера доверия и взаимной поддержки формируется быстрее в малых группах — вспомните «правило двух пицц» Джеффа Безоса. Как раз неформальная составляющая рабочего процесса может способствовать созданию более доверительной атмосферы в коллективе. Каждая небольшая команда выбирает свой формат — традиционную пиццу по пятницам, совместный просмотр самых свежих видео от экспертов в индустрии, встречи с коллегами из других компаний и даже семейные мероприятия.

Еще больше про процесс выстривания коммуникаций в компании – на программе «Коммуникация управленческих решений».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie