Как создать корпоративную культуру с нуля?
Корпоративная культура компании, как правило, базируется на синтезе видения мира и привычек собственника бизнеса и топ-команды. Поэтому начинаем «с головы»: с исследования символов и норм руководства.
На втором этапе выбираем ключевые смыслы, которые лягут в основу культуры компании. Важно найти для нее подходящую форму выражения и выстроить систему каналов коммуникации, чтобы культура транслировалась вовне и привлекала сотрудников, готовых разделять заявленные ценности.
Чем плотнее и органичнее будет выстроена коммуникация, тем быстрее культура «пропишется» в ритуалах и в повседневной деятельности команды.
Какие основные типы культуры бывают и как выбрать для себя?
Корпоративная культура — это синтезированный и объемный элемент. Чаще всего в компании переплетаются несколько типов культур в зависимости от видения собственника, топ-команды, этапа развития бизнеса, индустрии, территории.
Чтобы разобраться в типологиях, рекомендуем обратиться к первоисточникам: «Основы Теории U» Отто Шармера, матрица от Spencer Stuart, «Лидер и племя: пять уровней корпоративной культуры» Джона Кинга и Дэйва Логана.
При этом одной из основополагающих задач управляющего собственника является проектирование такой корпоративной культуры, которая будет максимально органична и будет приводить команды к достижению стратегических целей компании.
Что делать, если сотрудник противится культуре компании, но он очень важен?
Важно разобрать ситуацию на составные элементы с учетом стратегических задач, которые стоят перед важным сотрудником. Например, если он отвечает за стратегию новых проектов, которые меняют правила игры на рынке, но при этом внутри компании стоит запрет на эксперименты, то сотруднику придется противиться культуре, иначе его проекты и результаты будут обречены.
Если мы рассматриваем сценарий, когда сотрудник противится культуре компании, потому что его личная культура основана на других ценностях, то тут решение за собственником: что для него важнее, компетенции или ценности (и до какого предела)? Отметим, что проявленная культура компании притягивает своих и отсекает «чужих». Это одна из ее базовых задач.
Влияет ли на корпоративную культуру тема инклюзивности и разнообразия в команде?
Да, влияет. Чем разнообразнее команда с точки зрения культурных ценностей, тем больше разных элементов будут пересекаться и в корпоративной культуре.
При реализации позитивного сценария инклюзия в компанию людей с разными картинами мира позволяет приходить к новому видению продуктов, процессов, проектов, расширяя привычную рамку. Если вы хотите создавать новые продукты и менять будущее, прислушайтесь к совету экспертов: «Добейтесь разнообразия в команде для более творческого и инновационного подхода к решению задач».
Важно понять, кто будет управлять этим процессом формирования и проектирования культуры, или же она будет складываться стихийно? Важно объединить всех сотрудников ключевыми базовыми ценностями и одним видением будущего.
Как поощрять инновации и инициативу в компании со строгими регламентами?
Это непростая задача. Инновации и инициатива существуют в среде, перпендикулярной строгим регламентам. По этой причине некоторые корпорации выделяют инновационные команды в отдельные проекты, компании или корпоративные стартапы. Инновации создаются в результате тестов, экспериментов, ошибок и итераций. Здесь важна культура, в которой ошибки — это ценная часть рабочего процесса, так как они являются точкой отсчета формирования новой версии продукта.
Если мы говорим про интеграцию элементов культуры, в которой проявлять инициативу и предлагать инновации сотрудникам будет интересно и безопасно, то тут важными аспектами будут формы обратной связи, поддержка инициатив и идей.
Тимбилдинг — дань моде или реально рабочий инструмент?
Тимбилдинг независимо от размера бизнеса — часть образа корпоративной жизни.
Но тут нужно ответить на вопросы:
- Какая задача стоит перед предпринимателем или топ-руководителем с точки зрения развития команды?
- Какой образ будущего и на какие проекты сделаны ставки?
- Для чего надо синхронизировать команду?
В результате ответов на эти вопросы станет понятна целесообразность тимбилдинга, а также форматы, которые помогут решать стратегические задачи синхронизации команды.
Если рассматривать тимбилдинг как событие, которое объединяет команду для реализации стратегических целей бизнеса, то из модного слова этот процесс превращается в один из фокусов управляющего собственника и топ-руководителя.
Еще больше о создании и развитии корпоративной культуры — на программе: