Интервью проводилось в рамках онлайн-проекта СКОЛКОВО и Яндекс Практикум «Продуктовая среда».
Особенности продуктового подхода
— В основе продуктовой философии — клиентоцентричность, открытость и культура сотрудничества.
— Члены команды не конкурируют между собой за «медали», а вместе работают на общую цель, которая измеряется конкретными и понятными метриками.
— Лидер умеет четко разъяснять процессы, давать конструктивную обратную связь, а также вдохновлять и мотивировать команду, создавая позитивную и продуктивную рабочую атмосферу.
Как синхронизировать работу продуктовых команд
— Регулярно проводить встречи, где обсуждаются цели всей компании и куда может прийти каждый сотрудник, чтобы понять общий контекст происходящего в организации.
— Вести внутренние новостные каналы, чтобы оперативно предупреждать людей о важных событиях и изменениях.
— Для достижения конкретных целей эффективно практиковать совместные мозговые штурмы. На них можно обсудить план действий и сформировать, например, ключевые результаты, если команда работает в рамках OKR (Objectives and Key Results).
Работа продакт-менеджера в стартапах и крупных компаниях
— В стартапе CPO, помимо управления командой, много делает сам: анализирует данные, проводит исследования, ставит задачи разработчикам, решает проблемы, которые обычно возлагаются на профильных специалистов.
— В более зрелых проектах, как правило, у продакт-менеджера команда сильно больше, поэтому много времени уходит на координацию и планирование, постановку общих целей, а также общение с сотрудниками.
— В крупном бизнесе с большим количеством пользователей к обязанностям продакт-менеджера прибавляется еще и роль проводника в мир клиентов: он изучает особенности их поведения, собирает обратную связь, выстраивает коммуникацию так, чтобы она работала как часы.
KPI или OKR
Система KPI чаще используются при проектном подходе, а OKR — при продуктовом. Постановка целей и задач в последней более понятная и прозрачная, потому что все сотрудники вовлечены и ощущают свою роль в достижении успеха. А регулярные встречи по целям с отслеживанием прогресса позволяют не упустить прорывные идеи и сохранять фокус.
Задачи продакта и CPO
Менеджер по продукту обычно отвечает за конкретные метрики бизнеса, например доход или количество пользователей. У руководителей же всегда есть цели, связанные с развитием команды, включая обучение и распределение задач, а также найм новых людей.
Каждый лидер стремится к высокому уровню профессионализма и самостоятельности команды.
Для тех, кто хочет перейти из проджекта в продакты
Важно осознавать, что ваша инициатива и ответственность не ограничены должностными рамками. Руководители часто повышают или переводят на другую должность тех, кто добровольно берет на себя ответственность и проявляет готовность решать новые задачи.
К примеру, менеджер проектов может сходить вместе с коммерческой командой или отделом маркетинга на встречу с партнерами, чтобы разобраться в бизнес-процессах.