Новая редакция свода правил «Здания образовательных организаций высшего образования. Правила проектирования» вступит в силу 26 января 2025 года, на следующий день после Дня российского студенчества (Татьянин день), пишет издание «Монокль».
В документ включены требования на случай размещению зданий высших учебных заведений в составе технопарков, а также требования к новым типам помещений образовательных организаций: конференц- и зрительных залов, коворкингов, фудкортов, гостиниц для студентов.
Как пояснил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев, эти меры приняты в рамках реализации национальной цели по повышению качества образования.
В рамках национального проекта «Наука и университеты» к 2030 году запланировано построить сеть университетских кампусов мирового уровня общей площадью более 2,2 млн кв м – почти вдвое больше площади кампуса МГУ им. М.В. Ломоносова.
Как качество образования связано с качеством инфраструктуры? Может ли модернизация кампусов отразиться на стоимости обучения? На какой международный опыт можно опираться?
На эти и другие вопросы ответила директор Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
Как кампус влияет на эффективность обучения?
Образовательная среда, в том числе физические пространства – очень важный элемент современного образовательного процесса, впрямую влияющий на эффективность обучения.
Есть такое устаревшее представление, что если на кампусе создать коворкинги, фудкорты, другие открытые пространства, то студенты будут там заниматься какими-то сторонними делами, развлекаться и не будут учиться.
Это не так: на самом деле эффект прямо противоположный. Если у студентов есть много мест в университете, где они могут свободно и с комфортом расположиться между занятиями или после, делать домашние задания, проекты, обсуждать, читать, тут же фиксировать свои идеи - это, наоборот, обеспечивает большую включенность и в учебный процесс, и в занятия научной деятельностью.
Все университеты мира борются сейчас за то, чтобы студент как можно больше времени проводил на кампусе. Это обеспечивает плотность коммуникации, смешанную интеллектуальную среду, где студенты, исследователи, преподаватели из разных дисциплин могут встретиться в полунеформальной обстановке, обменяться идеями.
Из этого возникают новые исследовательские проекты и образовательные программы, реализуется и воспитание нового поколения исследователей и преподавателей.
Кроме того, не у всех студентов есть возможность продуктивно самостоятельно готовиться к занятиям или делать научные проекты дома: у кого-то стесненные условия, у кого-то много отвлекающих факторов. В кампусах как раз будет предоставлена эта возможность, и студенты смогут находиться в среде, которая стимулирует их к поиску, к новым знаниям.
Что еще влияет на качество образования – не только же кампус?
На качество и эффективность образования влияет триада: современное содержание образования, методика (образовательные форматы и технологии) и образовательная среда, то есть в каких условиях организуется образовательный процесс. Это относится к учебному и научному оборудованию, аудиториям, лабораториям и даже общим пространствам.
В учебном процессе, особенно в активных форматах, очень важно, чтобы аудитории и оснащение позволяли обеспечивать горизонтальную коммуникацию между студентами, быструю перегруппировку в ходе проектной работы, обратную связь.
И, конечно, никто не отменял важность эстетики и комфорта. Если студенты находятся не только в оснащенных, но и в красивых помещениях, где им комфортно заниматься интеллектуальной деятельностью много часов, это только способствует более глубокому погружению в учебный процесс, вовлеченности в исследовательские, технологические, волонтерские и другие проекты.
И это впрямую влияет на образовательный результат и, как следствие, уровень подготовки студентов.
Таким образом, образовательная среда – это не единственный элемент, который ведет к высокому качеству образовательных программ, но важный компонент, без которого нельзя в полной мере добиться успешности образовательных программ.
За счет каких средств модернизируются кампусы?
К счастью, в России реализуется уже упомянутый выше большой проект межуниверситетских кампусов мирового уровня – заложено существенное государственное финансирование. Многие университеты уже выиграли конкурс и приступили к реализации проектов кампусов. Кто-то еще планирует участвовать.
Помимо финансирования по линии федерального бюджета, приветствуются инвестиции со стороны регионов. Также большую роль в проектах кампусов играют государственно-частные партнерства, различные формы благотворительности и, конечно, собственные средства, которые университет зарабатывает на исследованиях и разработках.
Мы надеемся, что к 2026-му уже увидим результаты тех, кто начал реализовывать программу кампусов, а к 2030 году большинство запланированных кампусов должны быть построены.
В каких вообще случаях модернизация кампуса необходима?
Есть два типа ситуаций.
Первая — нужно сохранить исторический кампус, который был построен в XIX, XVIII веках и ранее, при этом сделать современные пространства.
Одним из самых известных примеров является Йельский университет, но у нас в стране тоже есть прекрасные примеры того, как решается эта задача, например Высшая школа экономики или Томский государственный университет.
Есть другой тип модернизации, когда здания довольно старые, но они не носят статус исторического наследия, а, скорее, представляют эпоху второй половины XX века: стандартные корпуса, коридорная система и т.д.
Наиболее яркий пример такой модернизации демонстрируют китайские университеты, существенно переосмысляя устаревшие пространства, внедряя экологичные решения, достраивая атриумы между корпусами, создавая открытые пространства.
У нас в стране тоже есть примеры: университет Росбиотех, Дальневосточная академия физической культуры и многие другие университеты находят новые решения для старых, казалось бы, не очень приспособленных к современным реальным зданий.
Не приведет ли все это к росту цен – и снижению доступности образования?
Во-первых, к затратам на инфраструктуру в данном случае нужно относиться не как к расходам, а как к инвестициям.
Эти вложения должны окупиться в прямой или косвенной форме за счет того, что университет будет иметь возможность реализовывать больше образовательных программ, больше исследований и прикладных разработок, направляя заработанные средства на гранты для студентов и другие возможности.
С другой стороны, нужно помнить о том, что на федеральном уровне реализуется достаточно много других проектов, которые как раз направлены на то, чтобы образование для студентов было более доступным, в том числе увеличение бюджетных мест в региональных университетах и повышение норматива их финансирования.