В чем специфика партнерств в стартапах в отличие от обычных компаний?
При основании стартапа важно понять, действительно ли вы с партнером едино мыслите и одинаково понимаете смысл вашего проекта. Важно проговорить ценности, которые будут скреплять ваш тандем и станут своего рода фильтром для входа новых партнеров и сотрудников в вашу компанию.
Говоря об отличии стартапа от многолетнего бизнеса, можно выделить разницу в количестве скелетов в шкафу — в первом случае их меньше. Под «скелетами» стартап может подразумевать затаившиеся обиды и незакрытые гештальты каждого из партнеров.
При основании стартапа важно также познакомиться с семьей вашего партнера, потому что, по сути, они тоже становятся вашими будущими партнерами.
Какие есть платформы и технологии для поиска партнеров?
Самый эффективный и проверенный временем способ для поиска партнерств — пойти учиться. Совместно прожитый в процессе образования опыт раскрывает людей и создает понимание и доверие между ними.
Мы находим друзей в школе и университете — другими словами, в экосистемах, где люди проживают совместный опыт. Сейчас, например, возникает много бизнес-клубов и сообществ, вступление в которые дает огромный социальный капитал.
Если приходишь третьим к двум партнерам, всегда будет перекос?
«Перекос» бизнеса бывает двух видов:
- в долях;
- в количестве того, что привносит каждый из партнеров, например, время, деньги, социальный капитал.
Дисбаланса важно избегать. Если партнер один, то это одна схема ведения бизнеса; если двое — вторая, а если трое, то схема уже другая. Но если партнеров уже четверо, пятеро и т.д., то без разницы — принцип тот же, что и при «нас трое». Идеальный вариант — иметь тандем с каждым из партнеров, тогда конструкция будет устойчивой.
Но если идеально не получается, важно помнить: партнерство — это «один партнер, один голос», вне зависимости от размера доли. В ином случае это уже будет акционерство, а не партнерство.
Всегда ли надо прописывать все официально в бумагах? Не подрывает ли это доверие?
Желательно прописывать все по максимуму, потому что «рукописи не горят». Более того, важно возвращаться к вашим «прописанным истинам» с какой-то периодичностью, хотя бы ежегодно. Обновление ваших договоренностей необходимо, так как с течением времени меняется контекст, да и человеческая память очень избирательна. Также важно не просто прописать все на бумаге, но и провести «инициацию» — распечатать, подписать и отпраздновать. Открыть бутылку шампанского, чтобы зафиксировать этот момент!
Подобные действия не подрывают доверие. Наоборот, напрягаться стоит тогда, когда партнеры отказываются фиксировать ваши партнерские договоренности. Хоть на салфетке, но подпишите.
Я вношу человеческий капитал, партнер — экономический. Как оценить/сравнить вклады?
В разных бизнесах соотношение вкладов оценивается по-разному. Допустим, в ресторанном бизнесе человеческий капитал на старте чаще всего оценивается как 30/70, а при окупаемости доли становятся уже 50/50. В партнерском соглашении важно предусмотреть возможность изменения долей при наступлении определенных событий.
В любое соглашение стоит добавлять пункт, позволяющий пересматривать его, чтобы оно было гибким. Это сделает ваше партнерство устойчивым к любым изменениям: не будет жестким, но и не сломается от любого порыва ветра.
Как решить, кто главный и будет финально принимать решение?
Важно решать не кто главный, а кто и за что отвечает!