Что такое цифровая трансформация?
Цифровая трансформация состоит из четырех блоков:
- переход к платформенной бизнес-модели;
- переход от ИТ к созданию цифрового актива и построению системы управления данными;
- переход от проектного и функционального управления — к продуктовому и кросс-функциональному;
- переход к культуре принятия решений на основе данных и к инновационной культуре, построенной на горизонтальных связях.
С чего начать?
Общего ответа нет. Ответ на этот вопрос зависит от предметной области и целей. Если вы в B2C и хотите увеличить доходы с клиента, то начинать нужно с создания компетенции Data Science по клиентским данным. Для это нужен инженер по данным, который сделает интегрированную базу клиентских данных (озеро данных), и бизнес-аналитик, который будет генерировать бизнес-гипотезы. Это достаточно быстро даст ожидаемый результат.
Каковы особенности цифровой трансформации компании в FMCG?
Главная цель цифровой трансформации в FMCG (по задачам):
- первая задача — переход к клиентоцентричной модели, то есть к обслуживанию клиента на всем жизненном цикле;
- вторая задача — научиться работать с клиентскими данными на всем жизненном цикле пользователя;
- третья задача — перейти к поставке сервиса;
- четвертая задача — переход к платформенной бизнес-модели, и чем быстрее, тем лучше.
Зачем компаниям переходить из традиционных форматов в цифровой?
Опять же, все зависит от отрасли: для кого-то это новые возможности, для кого-то — вопрос выживания (например для медиа, телекома, рекламы, ритейла). Из общих соображений можно выделить следующую формулу: скорость (сокращение time to market), гибкость (создание кастомизированных продуктов на всем жизненном цикле клиента), издержки (сокращение издержек за счет управления загрузкой и ремонтами), новые деньги (зарабатывать на цифровых приложениях к продукту).
Как говорят коллеги из зарубежных компаний, less money (меньше тратить денег на существующие процессы), more money (больше зарабатывать на существующих продуктах и пользователях), new money (зарабатывать новые деньги на цифровых продуктах).
Какие этапы цифровой трансформации существуют?
- Оцифровка — подключение системы и создание цифровых копий всего.
- Цифровизация — интеграция данных и создание цифрового двойника компании, извлечение ценности из управления данными.
- Цифровая трансформация — изменение бизнес-модели компании, переход к управлению экосистемой через цифровые инструменты.