11 июля 2023
Статья

10 главных трендов в бизнесе и обществе

Проректор по исследованиям Школы управления СКОЛКОВО, профессор бизнес-практики, академический директор Executive MBA, Алексей Калинин отвечает на вопросы о том, как определяются тренды, надо ли им следовать и как они влияют на жизнь и бизнес.
10 главных трендов в бизнесе и обществе

Когда будет трендом «быть мамой?»

Точнее будет спросить не когда, а где. Фактически, можно сказать, что в странах, которые мы привыкли называть развитыми, включая Россию, быть мамой не в тренде. Об этом говорят цифры коэффициента рождаемости, показывающем, сколько детей в среднем каждая женщина рожает в течение своей жизни. Например, в Южной Корее он составляет около 0,8, в Китае – 1,3, в России – 1,5. Для простого воспроизводства популяции этот коэффициент должен быть 2,1. Если значение выше – численность населения растет. Например, Нигерия – 5,14, Узбекистан – 2,33, Индия – 2,2. Весь прирост населения до 2050 года придется на Африку и Юго-Восточную Азию. В этих краях быть мамой очень в тренде.

Назовите пять актуальных трендов обществе и пять в бизнесе.

В обществе:

  • гиперурбанизация: к 2050 году 80% населения Земли будут жить в городах;
  • глобальное старение: к 2050 году на Земле будет 4 млн человек старше 100 лет;
  • манифест поколения зумеров (1996-2010 год рождения): уже сейчас зумеры это 40% потребителей, 25% рабочей силы;
  • одиночество: самый быстрорастущий тип домохозяйств — семья из одного человека, а точнее, человек с питомцем: +120 миллионов одиночных домохозяйств к 2030 году;
  • постправда: смерть фактологии, контекстность знания, пузырь фильтров.

В бизнесе:

  • экономика впечатлений как основная модель потребления;
  • креативная экономика как основная модель создания ценности;
  • платформенная экономика как основная модель отношений клиента-поставщика;
  • искусственный интеллект как основная модель нематериального мира;
  • биоэкономика как основная модель материального мира.

Актуальны ли в РФ западные тренды?

Не бывает западных или восточных трендов. Как сказал Уильям Гибсон: «Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено».

Иными словами, тренды, а точнее проявленность будущего в настоящем, — носят глобальный характер, то есть одинаковы для всего мира. А вот их значимость в разных частях света может быть разной в разное время. Это маячки для стратегов на карте.

Как понять, где настоящий тренд?

Тренд — это устойчивая тенденция, которая уже проявляется и окажет существенное влияние на контекст и среду ведения бизнеса в ближайшие 10-15 лет. Выявлять тренды не так сложно, поскольку изменения происходят объективно, фундаментально и долгосрочно. Сложно предугадать динамику и сделать ставку на те или иные тренды. Для этого есть методы работы с будущим — прогнозы, форсайты, трендвотчинг, сценарии и нарративы, каждый из которых имеет свое назначение. И в совокупности они не являются ни взаимоисключающими, ни взаимозаменяемыми. Главное, что их объединяет — это необходимость регулярной практики.

Знание трендов и следование им важно в профессиональном плане?

Все зависит от того, в какой лиге вы хотите играть. Можно ответить фразой Уэйна Грецки: «Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие — там, где она будет. Катись туда, где будет шайба, а не туда, где она была». Работа на опережение имеет свои награды, но и несет свои риски. Иногда можно просто следовать за лидером, исправляя его ошибки первопроходца.

Тренды быстро меняются. Может ли бизнес соответствовать скорости?

Мода меняется быстро. А тренды носят долгосрочный, фундаментальный характер. Именно это дает нам основания опираться на тренды при построении дальновидных стратегий. И тем не менее тренды — это всего лишь общедоступный материал, а продукт — это уникальное стратегическое видение, среди прочего опирающееся на выбор из всего множества трендов тех, на которых зарабатывать, какие игнорировать, а каких опасаться.

***

Еще больше о том, как определить тренды и всем ли из них нужно следовать, вы сможете узнать на программе SKOLKOVO Executive MBA, старт 20 сентября

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie