Когда будет трендом «быть мамой?»
Точнее будет спросить не когда, а где. Фактически, можно сказать, что в странах, которые мы привыкли называть развитыми, включая Россию, быть мамой не в тренде. Об этом говорят цифры коэффициента рождаемости, показывающем, сколько детей в среднем каждая женщина рожает в течение своей жизни. Например, в Южной Корее он составляет около 0,8, в Китае – 1,3, в России – 1,5. Для простого воспроизводства популяции этот коэффициент должен быть 2,1. Если значение выше – численность населения растет. Например, Нигерия – 5,14, Узбекистан – 2,33, Индия – 2,2. Весь прирост населения до 2050 года придется на Африку и Юго-Восточную Азию. В этих краях быть мамой очень в тренде.
Назовите пять актуальных трендов обществе и пять в бизнесе.
В обществе:
- гиперурбанизация: к 2050 году 80% населения Земли будут жить в городах;
- глобальное старение: к 2050 году на Земле будет 4 млн человек старше 100 лет;
- манифест поколения зумеров (1996-2010 год рождения): уже сейчас зумеры это 40% потребителей, 25% рабочей силы;
- одиночество: самый быстрорастущий тип домохозяйств — семья из одного человека, а точнее, человек с питомцем: +120 миллионов одиночных домохозяйств к 2030 году;
- постправда: смерть фактологии, контекстность знания, пузырь фильтров.
В бизнесе:
- экономика впечатлений как основная модель потребления;
- креативная экономика как основная модель создания ценности;
- платформенная экономика как основная модель отношений клиента-поставщика;
- искусственный интеллект как основная модель нематериального мира;
- биоэкономика как основная модель материального мира.
Актуальны ли в РФ западные тренды?
Не бывает западных или восточных трендов. Как сказал Уильям Гибсон: «Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено».
Иными словами, тренды, а точнее проявленность будущего в настоящем, — носят глобальный характер, то есть одинаковы для всего мира. А вот их значимость в разных частях света может быть разной в разное время. Это маячки для стратегов на карте.
Как понять, где настоящий тренд?
Тренд — это устойчивая тенденция, которая уже проявляется и окажет существенное влияние на контекст и среду ведения бизнеса в ближайшие 10-15 лет. Выявлять тренды не так сложно, поскольку изменения происходят объективно, фундаментально и долгосрочно. Сложно предугадать динамику и сделать ставку на те или иные тренды. Для этого есть методы работы с будущим — прогнозы, форсайты, трендвотчинг, сценарии и нарративы, каждый из которых имеет свое назначение. И в совокупности они не являются ни взаимоисключающими, ни взаимозаменяемыми. Главное, что их объединяет — это необходимость регулярной практики.
Знание трендов и следование им важно в профессиональном плане?
Все зависит от того, в какой лиге вы хотите играть. Можно ответить фразой Уэйна Грецки: «Хорошие игроки находятся там, где шайба. Великие — там, где она будет. Катись туда, где будет шайба, а не туда, где она была». Работа на опережение имеет свои награды, но и несет свои риски. Иногда можно просто следовать за лидером, исправляя его ошибки первопроходца.
Тренды быстро меняются. Может ли бизнес соответствовать скорости?
Мода меняется быстро. А тренды носят долгосрочный, фундаментальный характер. Именно это дает нам основания опираться на тренды при построении дальновидных стратегий. И тем не менее тренды — это всего лишь общедоступный материал, а продукт — это уникальное стратегическое видение, среди прочего опирающееся на выбор из всего множества трендов тех, на которых зарабатывать, какие игнорировать, а каких опасаться.
***
Еще больше о том, как определить тренды и всем ли из них нужно следовать, вы сможете узнать на программе SKOLKOVO Executive MBA, старт 20 сентября